Турецкие курорты недосчитываются сегодня значительного числа туристов. Фото РИА Новости
Снять запрет на массовый выезд россиян в Турцию Москва может только в ответ на очень существенные уступки со стороны Анкары. Без таких уступок открытие турецких курортов создает для российской власти лишь дополнительные проблемы. Внутренний турбизнес потеряет 3 миллиона потенциальных клиентов, из страны будет вывезено до 10 миллиардов долларов, а сами российские власти столкнутся с рисками террористических актов против наших соотечественников. Так что копить деньги на Турцию россиянам пока рановато.
Из России в Турцию ежегодно выезжали от 3 до 4 млн россиян, которые составляли в этой стране до 10 млрд. долларов. Сегодня Москва лишила Турцию этих доходов. Но есть ли у российских властей какие-либо мотивы для возврата туркам денег российских отдыхающих? Предварительный анализ показывает, что минусы от от подобного шага явно превышают плюсы. И одно только письма Эрдогана и телефонной беседы президентов для открытия турецких курортов явно недостаточно.
К плюсам открытия Турции для российской власти можно отнести разве что некоторое снижение градуса недовольства любителей турецкого отдыха. При этом минусы выглядят более весомыми: появляются риски гибели россиян по образцу авиакатастрофы над Синаем, из страны в кошельках отдыхающих утекают миллиарды долларов, а по бизнесу внутреннего туризма наносится ощутимый удар. Чем именно Анкара сможет уравновесить эти минусы для российской власти – пока не ясно.
Но чиновники уже заговорили от возможной отмене запрета на отдых в Турции. Так, вице-премьер РФ Дмитрий Козак вчера не исключает возобновление турпоездок россиян на турецкие курорты. «Все может быть», – философски заметил вице-премьер.
Появились надежды и у туроператоров. Российские туристы вполне могут успеть отдохнуть в Турции уже в этом году, считают эксперты российского туристического рынка. «Высокий» сезон в Анталье продлится до конца сентября, поэтому, если Роспотребнадзор оперативно разрешит продавать туда туры, то турсезон в Турции еще можно «реанимировать», – приводит Интерфакс слова главы ассоциации турагентств Томска Ольги Севостьяновой. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, «для того, чтобы говорить о полном восстановлении отношений с Турцией и, соответственно, о продажах туров в Турцию, надо дождаться реакции властей нашей страны». Тем не менее, если будет принято положительное решение о возобновлении сотрудничества с Турцией, спрос на отдых среди российских туристов может восстановиться достаточно быстро, считает Ломидзе.
Сегодняшний оптимизм российских представителей туротрасли связан с недавним обращением президента Турции Реджепа Эрдогана к своему российскому коллеге Владимиру Путину. «Глава турецкого государства в послании выразил свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и сказал: «Извините», – комментировал послание Эрдогана пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, турецкий лидер рассказал о готовности сделать все возможное для восстановления традиционно дружественных отношений между двумя странами. В свою очередь премьер-министр Турции Бинали Йылдырым вчера заявил о готовности выплатить России компенсацию за сбитый самолет.
Напомним, российский Су-24 был сбит турецким истребителем в конце ноября 2015 года на сирийско-турецкой границе. Тогда Эрдоган заявил, что, несмотря на десять предупреждений, самолет продолжал двигаться к турецкой границе со стороны Сирии, а его принадлежность была неизвестна. Россия отрицала вторжение в турецкое пространство. Сразу после инцидента Москва потребовала от Анкары извинений и денежной компенсации и неоднократно повторяла эти требования. Позже РФ запретила ввоз ряда продовольственных товаров из Турции. Российский МИД назвал туристические поездки в Турцию небезопасными, а туроператорам было запрещено формировать и продвигать туры в Турцию. Москва также в одностороннем порядке отменила с Турцией визовый режим.
И сегодняшний разворот Анкары в принципе понятен. Как известно туризм остается важной статьей государственных доходов страны. В 2016 году, по разным оценкам, туристический поток может сократиться на 5,3-7,6 млн человек, что принесет убытки на 6,2-8,9 млрд долл. При этом львиная доля доходов от туризма ранее приносили именно российские туристы. Например, только с помощью пластиковых карт россияне тратили в Турции около 300 млн евро. В целом же российские туристы приносили турецкому турбизнесу до 10 млрд долл в год, которые она недополучает сегодня.
Сейчас ситуация с российскими туристами другая. «Турция в январе-мае 2015 года была в десятке лидеров (по количеству туристов из РФ – «НГ» – на седьмом месте», – напомнила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В первом же квартале нынешнего года выезд в страну сократился на 70%, до 20,9 тыс. туристов.
Несмотря на сегодняшние извинения Эрдогана вряд ли стоит ждать скорого открытия турецких курортов для россиян, сомневаются эксперты. «Турецкие курорты переживают сильнейший отток не только из России, но и со стороны европейских рынков, в связи с регулярными сообщениями об угрозе безопасности для отдыхающих», – напоминают в АТОР. Например, число немецких туристов только за первую половину июня сократилось на 45% до 118 тыс человек по сравнению с первыми двумя неделями июня 2015 года. «В общей сложности с 1 по 16 июня количество иностранных прибытий в Анталью по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизилось на 58,7% до 302,5 тыс. человек», – сообщает турецкая Hurriyet. Схожие настроения сегодня и в Казахстане. Как сообщает казахстанское бюро «Радио свобода» именно боязнь терактов становится главной причиной отказа от поездки в Турцию среди граждан Казахстана.
Действительно, число туристов из европейских стран сократилось после волны терактов, прокатившихся по стране. Так, в январе террорист-смертник взорвал бомбу, убив 12 немецких туристов. А в ходе мартовского теракта погибли трое израильских туристов и один отдыхающий из Ирана. И вряд ли это добавит плюсов отдыху на турецких курортах – ведь с случаи их открытия в числе жертв вполне могут оказаться и российские туристы.
Помимо угрозы терроризма открытие турецких курортов в итоге может ударить по российским черноморским здравницам. «В случае скорого открытия турецких курортов для массового туризма, на грань срыва может быть поставлен текущий сезон на российских курортах», – не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Правда, в противовес этой теории высказываются сами российские чиновники. По их логике курорты Краснодарского края уже принимают туристов на пределе возможностей. «В Краснодарском крае в 2015 году отдохнуло около 14 млн человек. В высокий сезон 2016 года, по информации краевой администрации, регион не сможет принять дополнительно значительно большее количество туристов», – сообщал ранее глава Ростуризма Олег Сафонов. Единовременно же Краснодарский край может принять до 500 тыс. отдыхающих, подчеркивал министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Евгений Куделя (см «НГ» от 24. 05. 2016). То есть черноморские здравницы уже работают на пределе возможностей. А значит, турецкие курорты им в принципе не конкурент.
К слову, черноморское побережье РФ не единственное, кто может столкнуться в текущем году с нехваткой мест. Сегодня туроператоры отмечают двукратное увеличение спроса и на калининградском направлении. «Турпоток в регион мог бы быть еще больше, если бы не дефицит мест размещения. По информации участников рынка, многие популярные объекты в Светлогорске и Зеленоградске проданы до сентября», – отмечают в АТОР. «На данный момент до середины сентября уже сложно найти места», – подтверждала Интерфаксу руководитель направления «Средняя полоса России» компании «Алеан» Эмма Данилкина.
Но даже если турецкие курорты не окажутся прямыми конкурентами здравницам Краснодарского края и Крыма это не значит, что следует их открывать. «Пока Турция ведет лирическую политику в отношениях с ИГИЛ (запрещена в России), до тех пор россияне на этой территории находиться не должны», – считает профессор кафедры менеджмента и сервиса Академии народного хозяйства и госслужбы Галина Дехтярь. Конечно, продолжает она, наши люди – самые рисковые туристы, и этот факт государство должно очень четко понимать и брать ответственность на себя. «Я склоняюсь к тому, что в ближайшее время это направление не будет открыто и массовый российский турист не поедет в Турцию искать приключений», – подчеркивает эксперт.
Если преследовать цели внутреннего импортозамещения и независимости от внешних государств, то туристическое направление в Турцию нельзя открывать под любым предлогом, например, террористической угрозой, рассуждает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. «Если же преследовать цели международной интеграции и выхода на зарубежные рынки, то необходимо открывать границу, что приведет к снижению прибыли российских рекреационных регионов, но возможно даст преимущества для компаний других отраслей, поставляющих в Турцию свою продукцию», – говорит он. Единственное же преимущество, которое может предоставить сегодня сама Турция взамен на открытие границы для туристов – это газовые контракты с Россией, как внутри страны, так и с выходом на европейский рынок газа в обход Украины, полагает Коптелов.
Вместе с тем возобновление массового туризма в Турцию могло бы нести также политический или даже геополитический оттенок. «В преддверии выборов в Госдуму открытие популярного направления отдыха потенциально может поднять рейтинги правящей партии, что, пожалуй, важно в условиях давления на них в условиях сложной экономической конъюнктуры», – указывает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
Открытие турецкого направления не может нанести значимый удар по российской туристической отрасли, спорит завкафедрой экономической теории Российского экономического университета (РЭУ) им.Г.В. Плеханова Елена Устюжанина. «Конечно, конкуренция идет не на равных. Но ведь Турция не единственная альтернатива Сочи и Ялты. И многие российские потребители недорогого и относительно комфортного отдыха переместились в Грецию, Тунис, на Кипр», – перечисляет она. Если же мы будем создавать привилегии для своих за счет запретов ездить в другие страны, то рискуем надолго законсервировать наш сервис, полагает эксперт. Другой момент – возможная отмена эмбарго на турецкие сельхозтовары. «Есть подозрение, что она к нам и так поступала, просто под марками других стран. Снятие запретов в этом случае означает удешевление издержек логистики, что на пользу российскому потребителю», – напоминает Устюжанина. Не надо также забывать и о том, что на нас смотрят не только турки, но и европейцы. «Отмена антитурецких санкций с нашей стороны – пример конструктивной позиции в международных отношениях», – резюмирует эксперт.