0
3025
Газета Экономика Интернет-версия

27.06.2016 00:01:00

Продвижение на Восток: новый этап

Михаил Делягин

Об авторе: Михаил Геннадьевич Делягин – директор Института проблем глобализации.

Тэги: китай, россия, путин, си цзиньпин, проекты, атр


китай, россия, путин, си цзиньпин, проекты, атр Фото Reuters

Визит президента России Владимира Путина в Пекин с командой «капитанов бизнеса» показал: поворот на Восток – не метафора, призванная образумить разбушевавшихся западных «партнеров», и не вынужденная реакция на развязанную против нас холодную войну.

Это вызревшая и выстраданная стратегия, и санкции Запада стали лишь ее катализатором. Не случайно Путин провозгласил переориентацию на наиболее перспективные азиатские рынки главным приоритетом на XXI век.

Накануне визита он назвал наше взаимодействие с Китаем фактором стабильности в мировых делах. Ключевым наполнением этого взаимодействия и соответственно главным фактором стабильности в уже не столько меняющемся, сколько рушащемся мире является наше экономическое сотрудничество. Не случайно российский президент поддержал стратегию Си Цзиньпина по развитию Экономического пояса Нового шелкового пути и подчеркнул высокотехнологические направления сотрудничества:  «Мы работаем вместе и над космическими программами, и в сфере авиации, продолжаем… масштабные проекты в сфере энергетики, в том числе в атомной энергетике».

Фундаментом стратегической стабильности остаются проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие России особое место во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который становится ключом к будущей системе мироустройства. Предполагается создать новый «экономический хребет» Евразии в виде сети трубопроводов, модернизации Транссиба и БАМа, развития трансконтинентальных маршрутов (включая Северный морской путь).

Ключ к Востоку – Китай. Президент Путин отметил значимый пакет заказов Росатома (включая два блока Тяньваньской АЭС), привлечение китайских инвестиций в «Ямал СПГ» и 10% химического холдинга «Сибур».

Но лидером нашего движения на Восток является государственная «Роснефть». Ее контракт на поставку крупнейшей нефтяной компании Китая –  СNPC – 325 млн т нефти в течение 25 лет, заключенный в 2013 году,  считается «сделкой века».

За 10 лет поставки нефти и нефтепродуктов в Китай выросли в 20 раз – до 36 млн т в год – и в 2020 году могут достичь 50 млн т. С 2005 года «Роснефть» увеличила экспорт в Китай нефти с 5,1 до 28 млн т.

И это лишь начало:  в АТР быстро растет и население, и экономики, что подхлестывает рост рынков и делает регион сердцем мирового хозяйства. К 2030 году потребление им нефти вырастет более чем на треть, причем рынок членов ШОС будет, по оценкам, обеспечен в основном российской нефтью. В свете этой перспективы Россия от приглашения партнеров в отдельные проекты переходит к революционному «интегральному подходу», сформулированному президентом «Роснефти» Игорем Сечиным и заключающемуся в совместных инвестициях «по всей технологической цепочке – в добыче, в инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов».

Странам АТР предлагается совместно с «Роснефтью» осваивать труднодоступные месторождения Восточной Сибири и шельфа, создавать экспортную инфраструктуру,  перерабатывающую индустрию и транспортные коридоры нового поколения. Разделение рисков с партнерами снижает затраты, повышая устойчивость проектов.

Китай давно присматривается к новым перспективным месторождениям Восточной Сибири, которые способны обеспечить его энергетическую безопасность.  В ходе визита Владимира Путина «Роснефть» договорилась о продаже 20% «Верхнечонскнефтегаза» китайской Beijing Gas – одному из главных дистрибьюторов газа в Китае, что открывает новые перспективы на его рынке.

Sinopec, еще в 2006 году создавшая СП с «Роснефтью» («Удмуртнефть»,  сразу начавшая рост добычи после 20 лет снижения),  планирует участие  (до 49%)  в разработке Юрубчено-Тохомского и Русского месторождений «Роснефти».  Они станут сырьевой базой газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в восточносибирских Богучанах, рамочное соглашение об участии в создании которого Sinopec подписала в ходе нынешнего визита Путина. Комплекс будет выпускать до 3 млн  т высокотехнологичных полимеров и нефтехимической продукции.

ChemChina – одна из крупнейших химических корпораций в мире – привлекается в качестве инвестора в проект ВНХК: создание на Дальнем Востоке уникального нефтехимического кластера. Сохраняя контроль за ним, «Роснефть» обеспечит поставки продукции высокой степени переработки на рынки Китая и стран АТР, причем сложная структура проекта позволит гибко реагировать на изменения конъюнктуры.

Идет работа над проектом Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса, в котором 49% принадлежит «Роснефти», а 51% –  Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Он будет перерабатывать 16 млн т нефти в год с глубиной переработки в 95% и усилит позиции «Роснефти» на китайском рынке.

Строительство Тяньцзиньского комплекса,  вхождение в капитал Essar Oil Limited, владеющей вторым по мощности НПЗ Индии,  строительство комплекса Tuban в Индонезии – элементы стратегии проникновения России в АТР.

Углубление сотрудничества с Китаем проявляется и в меморандуме о совместном проекте с китайской нефтесервисной Kerui Petroleum – одним из лидеров мирового рынка.

При поддержке «Роснефти» в Пекине заключен контракт о поставке китайскими партнерами ОАО «ДВЗ «Звезда» транспортно-передаточного дока грузоподъемностью 40 тыс. т  – в дополнение к соглашению о поставке в 2016–2017 годах крана «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т, четырех кранов грузоподъемностью по 320 т и четырех – по 100 т.

Объем сотрудничества «Роснефти» с Китаем до 2035 года превысит 500 млрд долл., что станет ключом продвижения России в АТР.

Евразийский проект, который задумывался как реинтеграция постсоветского пространства, может стать основой новой азиатской архитектуры. В Восточной и Южной Азии не случайно все чаще подчеркивают, что евразийская интеграция не должна ограничиваться постсоветским пространством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Ольга Соловьева

Китай поучится у России обходить западные санкции

0
1611
В арсенале мер Центробанка остались интервенции

В арсенале мер Центробанка остались интервенции

Анастасия Башкатова

Обвал рубля назван кратковременным дисбалансом

0
1286
Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Екатерина Трифонова

Злостных нарушителей можно неоднократно отправлять из колоний на самый строгий режим

0
1203
"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

Иван Родин

Политика "сплочения вокруг флага" оборачивается привычным сценарием электорального авторитаризма

0
1148

Другие новости