Глава Минфина Антон Силуанов пока исключает возможность повышения фискальной нагрузки. Фото с сайта www.minfin.ru
В правительстве готовят хитрую налоговую реформу, которая увеличит доходы казны, ограничит импорт и снизит негативный эффект от серых зарплат. Суть реформы – повышение налога на добавленную стоимость (НДС) в обмен на снижение страховых взносов. Об этом журналистам рассказали сразу несколько источников. В Минфине утверждают, что таких предложений не делали. Но выход из бюджетного кризиса искать все же придется. Увеличение НДС кажется разумным решением. Для граждан реформа НДС будет иметь тяжелые последствия.
Повысить НДС можно было бы до 25% с нынешних 18%. А страховые взносы – снизить до 20%, цитирует Интерфакс знакомого с предварительными расчетами чиновника.
Накануне о наличии подобных налоговых планов, которые дополнительно принесут в казну эквивалент 9 млрд долл., сообщило и агентство Bloomberg.
По словам источника Интерфакса, Минфин может представить более точные расчеты после думских выборов. «Идея (состоит. – «НГ») в фискальной девальвации, как в ЕС, – в повышении конкурентоспособности отечественного производства за счет снижения налогов на труд (НДС и акцизы при экспорте возмещаются) и удорожании импорта за счет повышения НДС», – объясняет суть новшества собеседник Интерфакса. «Совершать маневр надо в тот период, который охватывается трехлеткой. В идеале – с 2017 года. Снижать страховые взносы так же, как и повышать НДС с акцизами, нужно существенно. До 20%, конечно, вряд ли удастся, но ориентир должен быть такой», – объясняет источник СМИ. Говоря о возможных масштабах повышения НДС, собеседник агентства отметил, что оно должно быть минимум до 25%, но «выше – уже страшновато». Общая ставка страховых взносов в настоящее время составляет 30% (в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%). В случае одобрения реформы ставка может быть снижена до 20%.
Фискальная девальвация – очень точное описание сути готовящейся налоговой реформы. Граждане РФ вновь потеряют доходы и сбережения – как это происходит и при обычной девальвации рубля. Но только сейчас ограбление населения в пользу бюджета пройдет не за счет манипуляции с валютным курсом, а за счет фискальных – то есть налоговых – изменений.
Действующие чиновники не спешат поддерживать планы фискальной девальвации. «На экспертном уровне могут обсуждаться совершенно разные вопросы. На официальном – нет», – заявил вчера замминистра финансов Айрат Фаррахов. По его словам, «в соответствии с решением президента до 2018 года эти вопросы не рассматриваются».
По мнению главы Минэкономразвития (МЭР) Алексея Улюкаева, российская налоговая система сегодня не нуждается в каких-либо изменениях. «Я не вижу сейчас проблем с налоговым администрированием. В этой ситуации было бы правильно сохранить основные позиции нашей налоговой системы», – цитирует министра ТАСС.
Повышение НДС при снижении страховых взносов будет означать увеличение трансферта в Пенсионный фонд, продолжает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. До сих пор же принимались прямо противоположные усилия – по снижению зависимости Пенсионного фонда от бюджета. «Если снижать страховые взносы, а вся наша предыдущая политика и те законопроекты, которые в последние дни Думой принимались, они в другом направлении», – рассуждает Голикова.
Правда, в условиях острого бюджетного кризиса о «предыдущей политике» и «тех законопроектах, которые в последние дни Думой принимались», в Кремле могут и не вспомнить.
Напомним, экономика России сегодня продолжает падение, а дефицит бюджета остается значительно выше обозначенных президентом Владимиром Путиным 3% ВВП. Так, дефицит федерального бюджета РФ только за январь–май 2016 года составил 1,4 трлн руб., или 4,6% к объему ВВП. И для его сокращения правительству, очевидно, может понадобиться повышение налогов.
Проблема осложняется также тем, что заметная доля отечественной экономики по-прежнему находится в серой зоне. По оценкам, доля теневой экономики в РФ достигает четверти ВВП. В целом же ВВП страны, по прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в этом году составит около 1,1 трлн долл. И решением проблемы плохой собираемости налогов и необходимости исполнять обозначенный президентом предел дефицита бюджета могла бы стать новая перетасовка фискальной системы РФ.
Источники Bloomberg объясняют, что новая налоговая реформа помогла бы властям собрать треть от суммы заработной платы, которую компании платят сотрудникам наличными, в обход кассы. В целом же, по данным Минфина, из-за зарплат в конверте правительство ежегодно недополучает около 2 трлн руб. (или 30,7 млрд долл.).
Напомним, ранее и президент, и ряд правительственных чиновников отрицали возможность повышения налогов. Президент Путин не раз обещал не повышать налоговую нагрузку на бизнес до 2018 года. А в начале прошлой недели возможность изменения налоговой системы и повышения фискальной нагрузки исключал и глава Минфина Антон Силуанов. «Мы видим необходимость сохранения налоговых источников, налогов, которые есть. Изменять налоговую систему на ближайшие годы – это неправильно. Должна быть обеспечена стабильность налоговой системы, чтобы создать устойчивый предпринимательский климат. Ни о каких повышениях налогов в ближайшее время речи не идет», – заявлял он на форуме «Единой России».
К слову, в мае газета Wall Street Journal со ссылкой на источники в правительстве сообщала, что власти РФ рассматривают возможность повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на добавленную стоимость после 2018 года. То есть любые изменения налоговой системы, по словам собеседников WSJ, будут отложены до выборов президента в 2018 году.
По мнению же экспертов, последствия налоговой девальвации могут быть неоднозначными. «Проблема заключается в том, что есть обратная сторона. Повышение ставки НДС приведет к ускорению инфляции, и это будет косвенно влиять на рубль», – приводит агентство Bloomberg рассуждения главного экономиста BCS Financial Group Владимира Тихомирова.
С Тихомировым согласны не все. «Да, НДС «сидит» в ценах, но на них также влияет и спрос», – напоминает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Вадим Новиков. Предлагаемое «перекладывание» денег может и не разогнать инфляцию. «Другой вопрос, насколько эффективно будет правительство распоряжаться большим объемом полученных от новшества средств», – задается вопросом Новиков.
Необходимо всегда проводить серьезную экспертизу принимаемых решений, советует завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов. По оценке эксперта, от предложения Минфина все же стоит ожидать краткосрочного ускорения инфляции. «Новшество также может ударить и по перспективам экономического роста, которого сейчас нет», – замечает Бессонов. Потенциальный же позитив от идей Минфина возможен, но в более отдаленной перспективе. «Возможное снижение издержек на труд для предпринимателей в перспективе должно стимулировать экономический рост», – говорит экономист. Однако налоговые маневры стоило бы отложить до президентских выборов. «Иначе весь негатив от этого решения мы получим сейчас, а возможный позитив – только после выборов», – подчеркивает Бессонов.