Совместными усилиями лоббисты от различных отраслей выиграли пятилетнюю борьбу у пивоваров, добившись принятия закона о запрете на производство и продажу алкоголя в пластиковых бутылках объемом свыше 1,5 литра. Каких именно отраслей – вопрос, но уже не без ответа. Конечная цель - вывести из оборота алкоголь в ПЭТ-таре выполнена? Не совсем. Именно это позволяет нам думать, что игра не закончена...
23 июня президент подписал закон, направленный на ограничение с 2017 года производства и розничной продажи алкогольной продукции в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л. Производство и оборот (кроме розничной продажи) алкоголя в этой упаковке запрещено с 1 января 2017 года, розничная продажа - с 1 июля 2017 года. Штрафы за нарушение составляют от 100 до 200 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 до 500 тыс. руб. - для юридических.
Рука водочного лобби
Если проанализировать основные законодательные инициативы по регулированию пивного рынка за последние семь лет, то видно, что серьезное давление отрасль стала испытывать с 2009 года – после создания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегу
В том же 2009 году РАР создало Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ, рассчитанную до 2020 года. Задачи у концепции благие – сократить потребление чистого алкоголя (то есть неразбавленного спирта) до 8-5 литров в год с 18 л в 2009 году.
Но в этой концепции часть экспертов усмотрела «руку водочного лобби». Раздел, повествующий о вреде спиртосодержащих жидкостей, основной удар наносит по пиву и слабоалкогольным коктейлям. Именно они, по версии авторов, «маскируются» под безалкогольные напитки, которые выпускаются в привлекательной таре, содержат ингредиенты, способствующие возникновению физиологической зависимости. В отношении крепких напитков главный удар направлен против суррогатов и поддельной водки. В связи с чем создаётся впечатление, что «правильная» водка не столь уж и вредна.
Наступление с новой силой
Тогда пивоварам не удалось отстоять свои интересы и скоро наступление на пивной рынок продолжилось с новой силой. Весной 2010 года Виктор Звагельск
В 2011 году по пивоваренной отрасли нанесли еще один удар – поднята была тема запрета пластиковой тары для розлива алкоголя, - якобы она вредна для здоровья человека, хотя серьезных подтверждающих исследований на эту тему не было предоставлено. Как сообщал "Коммерсант" (29.11.11), предложение о запрете ПЭТ-тары было включено в поправки к 171-ФЗ "О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Авто
Российские пивовары раскритиковали предлагаемые изменения, заявив, что эта инициатива погубит отрасль, так как от 40% до 60% произведенного пива в зависимости от региона упаковывается в ПЭТ-бутылки. Так, например, генеральный директор ОАО «Вятич» Николай Курагин, совместно с работниками предприятия тогда записали видеообращение президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой не принимать новый технический регламент. Кировские пивовары заявляли, что внесенные поправки могут привести производителей пива к кризису. Страна не будет меньше пить — страна будет больше употреблять некачественной алкогольной продукции.
ФАС направила в правительство отрицательный отзыв на проект техрегламента, аргументировав, что такой запрет в алкогольной отрасли ничем не обоснован и вносит в конкурентную среду изменения, в результате которых около 60 тысяч точек продаж по розливу пива могут потерять свой бизнес. В итоге в 2012 году запрет был из текста проекта исключен.
Тема запрета ПЭТ-тары еще несколько лет муссировалась в СМИ, набирая обороты. Чуть позже к заявлениям о вредности пластиковых бутылок подключились производители стеклотары и алюминия. Кстати, 2011 год был одним из самых активных по рассмотрению в Госдуме законопроектов, регулирующих эту отрасль, - обсуждено было около 30 документов.
На совещании в правительстве по данному вопросу в октябре 2012 года расстановка сил выглядела так: Минэкономразвити
В рядах лоббистов прибыло
Однако в январе 2013 года с обращением депутата Госдумы Михаила Тарасенко, представляющего когда-то интересы производителей алюминия (в 1996—2012 годах — председатель Горно-металлурги
В 2013 году на рассмотрении в Госдуму были поданы сразу три законопроекта, так или иначе ограничивающие объем ПЭТ-тары, два из которых от депутатов фракции «Единая Россия». В частности, 17 мая 2003 года депутаты от «Единой России» Михаил Тарасенко и член Совета Федерации Александр Торшин внесли в Госдуму законопроект (№280796-6), запрещающий розничную торговлю алкогольной продукцией крепче 4% в полимерной таре, а также продукцией крепостью ниже 4% в ПЭТ-таре свыше 0,5 л.
Следующий по времени законопроект внесло 6 июля 2013 года Законодательное собрание Вологодской области (№ 310874-6), ограничивающий продажу пива в ПЭТ-таре объемом более 1 л. "Дешевизна пива и пивных напитков, содержащихся в полимерной потребительской таре большой емкости, по сравнению с аналогичной продукцией в стеклянной или алюминиевой таре повышает его доступность для населения с невысоким уровнем доходов, молодежи", - говорилось в пояснительной записке вологодских депутатов.
И третий законопроект (№ 463102-6) поступил вновь от депутатов "Единой России" Виктора Звагельского, Мурада Гаджиева и Заура Аскендерова 28 февраля 2014 года. Депутаты предлагали запретить розничную продажу алкоголя в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л с содержанием этилового спирта более 6% объема готовой продукции - с 1 января 2015 года, в отношении всей алкогольной продукции, вне зависимости от доли содержания этилового спирта в объеме готовой продукции - с 1 мая 2017 года.
На рассмотрение в Госдуму попал только доработанный законопроект единоросса Михаила Тарасенко. Депутат предлагал ввести запрет с 1 января 2015 года продажи алкоголя крепостью более 6% в пластиковой таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года — крепостью более 5% в пластиковых бутылках объемом более 1 л.
После принятия его в июне 2014 года в первом чтении на нижнюю палату парламента обрушился шквал писем, писали «Известия» (09.02.15). Протест выражали не только пивовары, но и послы ряда европейских государств прислали обращение в нижнюю палату парламента и правительство РФ с просьбой повременить с принятием закона об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре.Крупнейшие в мире пивоваренные компании пытались убедить Госдуму не принимать закон об ограничении продажи алкоголя в пластиковых бутылках.
Одновременно с рассмотрением в Госдуме законопроекта об отмене пластиковой тары громкие заявления начал делать председатель зарегистрированн
Позже экспертиза, проведенная по заказу Общества защиты прав потребителей в испытательном центре ВНИИМП имени В. М. Горбатова Российской академии сельскохозяйстве
К декабрю 2014 года правительство выработало единую позицию в отношении законопроекта Михаила Тарасенко, принятого в первом чтении. В итоге решено ввести запрет на продажу алкоголя в полимерной таре объемом свыше 2 л вводить с 1 июля 2015 года, свыше 1,5 л — с 1 июля 2016 года. Кроме того, в правительстве предлагают установить период до 6 месяцев для реализации остатков алкогольной продукции в ПЭТ-таре.
YouTube в помощь
Одновременно с этими событиями сторонники законопроекта устроили в СМИ активную кампанию в поддержку запрета ПЭТ-упаковки для пива. Например, в мае
2015 на ресурсе YouTube появилось видео «Смерть в пластиковой бутылке». Дополнительно, инициаторы кампании распространяли видео также в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и в Facebook. Видео также сопровождалось призывом подписать петицию против использования ПЭТ-упаковки. Следом, 2 июня, на он-лайн страницах ключевых деловых изданий, таких как "Коммерсант" и "Ведомости", появились рекламные объявления о запрете пластиковой бутылки. Дополнительно на популярных ресурсах Expert.ru, Mk.ru, BFM.ru, Лента.ru вышли статьи в поддержку запрета ПЭТ.
Для прекращения давления на отрасль, которое оказывает негативное влияние на перспективы ее развития и инвестиционную привлекательност
Однако, это не помогло, и активная борьба против пивоваров продолжилась.
Кто раскачивает лодку
Заинтересованным
Запрет разливать пиво в пластиковые бутылки мог бы увеличить продажи производителей стеклянных бутылок минимум на 10 млрд руб. Как сообщала РБК (23.07.15), ФАС обнаружила документ, в котором стекольщики договаривались лоббировать эту инициативу. И хотя документ с сайта довольно быстро исчез, в распоряжении СМИ сохранились его скриншоты. Антимонопольное ведомство вынесло предостережение ассоциации «Стеклосоюз», объединяющей 180 предприятий отрасли. Президент «Стеклосоюза» Виктор Осипов, чья подпись стояла под документом, привлекшим внимание ФАС, говорил: «В общем объеме произведенного стекла около 36% приходится на стеклотару, при этом почти половину стеклобутылок потребляет пивоваренная промышленность».
Чуть позже в СМИ, например, в «Российской газете» (03.03.16) появились публикации, снова демонстрирующие игры стекольщиков – на этот раз в распоряжении средств массовой информации попали письма с призывом запретить ПЭТ, отправленные в адрес губернаторов от имени все того же «Стеклосоюза».
Вице-премьер РФ Александр Хлопонин годом ранее заявлял, что идет большая подковерная борьба. "Есть набор лоббистов. С одной стороны — это производители алюминиевой тары, с другой — производители сырья для ПЭТ-упаковки. Мы находимся посередине этой схватки, но имеем собственное видение ситуации», - говорил в интервью РБК Александр Хлопонин (17.06.15).
Как показала практика, в этой схватке победили все и не победил никто. Решение принято. И «собственное видение ситуации», о которой говорил Хлопонин год назад – это 1,5 литра и точка. Но точка ли? Кто и когда вернется к теме ограничения ПЭТ неизвестно, но то, что такой сценарий вполне возможен, показали пять лет подковёрной борьбы с участием самых влиятельных воротил от бизнеса. И кто знает, может быть уже в следующем году нам предстоит наблюдать похожий спектакль, когда одни будут дискредитировать использование ПЭТ-упаковки в производстве газировки, детского питания, молока в борьбе за свои интересы, а те отрасли, которые поневоле окажутся заложниками ситуации, не останется ничего другого, как писать открытые письма, собирать пресс-конференци