0
10377
Газета Экономика Интернет-версия

24.06.2016 16:27:00

ПЭТ ограничили. Так чье же лобби победило?

Тэги: пэт, алкоголь, пиво, упаковка, лоббизм, виктор звагельский, дмитрий медведев, владимир путин, аркадий дворкович, михаил тарасенко, александр хлопонин


Совместными усилиями лоббисты от различных отраслей выиграли пятилетнюю борьбу у пивоваров, добившись принятия закона о запрете на производство и продажу алкоголя в пластиковых бутылках объемом свыше 1,5 литра. Каких именно отраслей – вопрос, но уже не без ответа. Конечная цель - вывести из оборота алкоголь в ПЭТ-таре выполнена? Не совсем. Именно это позволяет нам думать, что игра не закончена...

23 июня президент подписал закон, направленный на ограничение с 2017 года производства и розничной продажи алкогольной продукции в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л. Производство и оборот (кроме розничной продажи) алкоголя в этой упаковке запрещено с 1 января 2017 года, розничная продажа - с 1 июля 2017 года. Штрафы за нарушение составляют от 100 до 200 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 до 500 тыс. руб. - для юридических.

Рука водочного лобби

Если проанализировать основные законодательные инициативы по регулированию пивного рынка за последние семь лет, то видно, что серьезное давление отрасль стала испытывать с 2009 года – после создания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). В борьбе за рынок производители крепких напитков начали лоббировать ограничения деятельности пивоваров. В 2009 году в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий увеличение ставок акциза на пиво крепостью 0,5-8,6 градуса в 3 раза, при этом ставки акциза на крепкий алкоголь с долей спирта свыше 9% депутаты оставили без изменений до 2012 года.

В том же 2009 году РАР создало Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ, рассчитанную до 2020 года. Задачи у концепции благие – сократить потребление чистого алкоголя (то есть неразбавленного спирта) до 8-5 литров в год с 18 л в 2009 году.

Но в этой концепции часть экспертов усмотрела «руку водочного лобби». Раздел, повествующий о вреде спиртосодержащих жидкостей, основной удар наносит по пиву и слабоалкогольным коктейлям. Именно они, по версии авторов, «маскируются» под безалкогольные напитки, которые выпускаются в привлекательной таре, содержат ингредиенты, способствующие возникновению физиологической зависимости. В отношении крепких напитков главный удар направлен против суррогатов и поддельной водки. В связи с чем создаётся впечатление, что «правильная» водка не столь уж и вредна.

Наступление с новой силой

Тогда пивоварам не удалось отстоять свои интересы и скоро наступление на пивной рынок продолжилось с новой силой. Весной 2010 года Виктор Звагельский, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внес в Госдуму законопроект, приравнивающий пиво к алкоголю. Причем мало кто знает, что по данным СПАРК, в начале двухтысячных годов человек по имени Виктор Звагельский числился совладельцем компаний по производству и продаже водки, среди которых Московский областной завод "Красная звезда", УК "Водочная артель "Ять", "Алфест-Союз". А некоторые издания, например ИА «Руспрес» (06.03.13) сообщали, что это был именно нынешний депутат. Так или иначе, Звагельский добился своего – в июле 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое приравняли к алкоголю и запретили продавать в ларьках и палатках.

В 2011 году по пивоваренной отрасли нанесли еще один удар – поднята была тема запрета пластиковой тары для розлива алкоголя, - якобы она вредна для здоровья человека, хотя серьезных подтверждающих исследований на эту тему не было предоставлено. Как сообщал "Коммерсант" (29.11.11), предложение о запрете ПЭТ-тары было включено в поправки к 171-ФЗ "О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Авторы поправок объясняли их необходимостью гармонизировать законодательство в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана: дело в том, что в Казахстане с конца 1990-х годов действует запрет на продажу пива в "пластике". «Коммерсант» ссылался на источник в одной из пивоваренных компаний, который утверждает, что запрет ПЭТ-тары поддерживает РАР, которое было разработчиком техрегламента с российской стороны. "Насколько мы слышали, уступать в этом вопросе они не намерены",— говорил собеседник издания. В РАР тогда от комментариев отказались.

Российские пивовары раскритиковали предлагаемые изменения, заявив, что эта инициатива погубит отрасль, так как от 40% до 60% произведенного пива в зависимости от региона упаковывается в ПЭТ-бутылки. Так, например, генеральный директор ОАО «Вятич» Николай Курагин, совместно с работниками предприятия тогда записали видеообращение президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой не принимать новый технический регламент. Кировские пивовары заявляли, что внесенные поправки могут привести производителей пива к кризису. Страна не будет меньше пить — страна будет больше употреблять некачественной алкогольной продукции.

ФАС направила в правительство отрицательный отзыв на проект техрегламента, аргументировав, что такой запрет в алкогольной отрасли ничем не обоснован и вносит в конкурентную среду изменения, в результате которых около 60 тысяч точек продаж по розливу пива могут потерять свой бизнес. В итоге в 2012 году запрет был из текста проекта исключен.

Тема запрета ПЭТ-тары еще несколько лет муссировалась в СМИ, набирая обороты. Чуть позже к заявлениям о вредности пластиковых бутылок подключились производители стеклотары и алюминия. Кстати, 2011 год был одним из самых активных по рассмотрению в Госдуме законопроектов, регулирующих эту отрасль, - обсуждено было около 30 документов.

На совещании в правительстве по данному вопросу в октябре 2012 года расстановка сил выглядела так: Минэкономразвития и Минпромторг – против запрета ПЭТ-тары, Роспотребнадзор настаивал на запрете, Минздрав занял нейтральную позицию. В результате, как сообщали «АиФ» (26.03.13) вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о том, что в новой редакции техрегламента запрет на ПЭТ будет исключен.

В рядах лоббистов прибыло

Однако в январе 2013 года с обращением депутата Госдумы Михаила Тарасенко, представляющего когда-то интересы производителей алюминия (в 1996—2012 годах — председатель Горно-металлургического профсоюза России), к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с инициативой запретить разливать пиво в пластиковую упаковку начался новый этап этой лоббистской кампании.

В 2013 году на рассмотрении в Госдуму были поданы сразу три законопроекта, так или иначе ограничивающие объем ПЭТ-тары, два из которых от депутатов фракции «Единая Россия». В частности, 17 мая 2003 года депутаты от «Единой России» Михаил Тарасенко и член Совета Федерации Александр Торшин внесли в Госдуму законопроект (№280796-6), запрещающий розничную торговлю алкогольной продукцией крепче 4% в полимерной таре, а также продукцией крепостью ниже 4% в ПЭТ-таре свыше 0,5 л.

Следующий по времени законопроект внесло 6 июля 2013 года Законодательное собрание Вологодской области (№ 310874-6), ограничивающий продажу пива в ПЭТ-таре объемом более 1 л. "Дешевизна пива и пивных напитков, содержащихся в полимерной потребительской таре большой емкости, по сравнению с аналогичной продукцией в стеклянной или алюминиевой таре повышает его доступность для населения с невысоким уровнем доходов, молодежи", - говорилось в пояснительной записке вологодских депутатов.

И третий законопроект (№ 463102-6) поступил вновь от депутатов "Единой России" Виктора Звагельского, Мурада Гаджиева и Заура Аскендерова 28 февраля 2014 года. Депутаты предлагали запретить розничную продажу алкоголя в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л с содержанием этилового спирта более 6% объема готовой продукции - с 1 января 2015 года, в отношении всей алкогольной продукции, вне зависимости от доли содержания этилового спирта в объеме готовой продукции - с 1 мая 2017 года.

На рассмотрение в Госдуму попал только доработанный законопроект единоросса Михаила Тарасенко. Депутат предлагал ввести запрет с 1 января 2015 года продажи алкоголя крепостью более 6% в пластиковой таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года — крепостью более 5% в пластиковых бутылках объемом более 1 л.

После принятия его в июне 2014 года в первом чтении на нижнюю палату парламента обрушился шквал писем, писали «Известия» (09.02.15). Протест выражали не только пивовары, но и послы ряда европейских государств прислали обращение в нижнюю палату парламента и правительство РФ с просьбой повременить с принятием закона об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре.Крупнейшие в мире пивоваренные компании пытались убедить Госдуму не принимать закон об ограничении продажи алкоголя в пластиковых бутылках.

Одновременно с рассмотрением в Госдуме законопроекта об отмене пластиковой тары громкие заявления начал делать председатель зарегистрированного в 2012 году Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, до этого около 10 лет возглавлявший Национальную алкогольную ассоциацию. Он предложил и вовсе исключить ПЭТ из оборота алкогольной продукции. СМИ приводили его слова о том, что при производстве тары используется токсичный пластификатор дибутилфталат, который, якобы, выделяется из ПЭТ-тары и переходит непосредственно в пищевую продукцию, в первую очередь в алкогольную.

Позже экспертиза, проведенная по заказу Общества защиты прав потребителей в испытательном центре ВНИИМП имени В. М. Горбатова Российской академии сельскохозяйственных наук, не подтвердила опасения. Тем не менее заявления наделали много шума в СМИ, а пивоваренные компании обратились с открытым письмом к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в абсурдной ситуации, сложившейся вокруг запрета пользования ПЭТ-тарой.

К декабрю 2014 года правительство выработало единую позицию в отношении законопроекта Михаила Тарасенко, принятого в первом чтении. В итоге решено ввести запрет на продажу алкоголя в полимерной таре объемом свыше 2 л вводить с 1 июля 2015 года, свыше 1,5 л — с 1 июля 2016 года. Кроме того, в правительстве предлагают установить период до 6 месяцев для реализации остатков алкогольной продукции в ПЭТ-таре.

YouTube в помощь

Одновременно с этими событиями сторонники законопроекта устроили в СМИ активную кампанию в поддержку запрета ПЭТ-упаковки для пива. Например, в мае
2015 на ресурсе YouTube появилось видео «Смерть в пластиковой бутылке». Дополнительно, инициаторы кампании распространяли видео также в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и в Facebook. Видео также сопровождалось призывом подписать петицию против использования ПЭТ-упаковки. Следом, 2 июня, на он-лайн страницах ключевых деловых изданий, таких как "Коммерсант" и "Ведомости", появились рекламные объявления о запрете пластиковой бутылки. Дополнительно на популярных ресурсах Expert.ru, Mk.ru, BFM.ru, Лента.ru вышли статьи в поддержку запрета ПЭТ.

Для прекращения давления на отрасль, которое оказывает негативное влияние на перспективы ее развития и инвестиционную привлекательность, Союз российских пивоваров 19 августа 2015 года объявил, что ее члены с 1 июля 2016 года добровольно отказываются от производства пива и пивных напитков в полимерной потребительской упаковке объемом более 1,5 литров. Ранее, с 1 января 2014 года, предприятия Союза добровольно прекратили производить пивоваренную продукцию в ПЭТ упаковке емкостью более 2,5 литров и крепкого пива в ПЭТ объемом более 2 литров. "Данное самоограничение – непростое решение для бизнеса и повлечёт негативные последствия, как для предприятий пивоваренной и смежных отраслей, включая сельское хозяйство, так и для экономики страны в целом", - сообщалось в сообщении Союза. По оценкам экспертов, госбюджет недосчитается порядка 10-15 млрд рублей.

Однако, это не помогло, и активная борьба против пивоваров продолжилась.

Кто раскачивает лодку

Заинтересованными сторонами в законе, запрещающем использование ПЭТ-тары, кроме производителей крепкого алкоголя, проявили себя и производители стекла и алюминия – конкурирующие с ПЭТ-производителями за рынок пивной упаковки.

Запрет разливать пиво в пластиковые бутылки мог бы увеличить продажи производителей стеклянных бутылок минимум на 10 млрд руб. Как сообщала РБК (23.07.15), ФАС обнаружила документ, в котором стекольщики договаривались лоббировать эту инициативу. И хотя документ с сайта довольно быстро исчез, в распоряжении СМИ сохранились его скриншоты. Антимонопольное ведомство вынесло предостережение ассоциации «Стеклосоюз», объединяющей 180 предприятий отрасли. Президент «Стеклосоюза» Виктор Осипов, чья подпись стояла под документом, привлекшим внимание ФАС, говорил: «В общем объеме произведенного стекла около 36% приходится на стеклотару, при этом почти половину стеклобутылок потребляет пивоваренная промышленность».

Чуть позже в СМИ, например, в «Российской газете» (03.03.16) появились публикации, снова демонстрирующие игры стекольщиков – на этот раз в распоряжении средств массовой информации попали письма с призывом запретить ПЭТ, отправленные в адрес губернаторов от имени все того же «Стеклосоюза».

Вице-премьер РФ Александр Хлопонин годом ранее заявлял, что идет большая подковерная борьба. "Есть набор лоббистов. С одной стороны — это производители алюминиевой тары, с другой — производители сырья для ПЭТ-упаковки. Мы находимся посередине этой схватки, но имеем собственное видение ситуации», - говорил в интервью РБК Александр Хлопонин (17.06.15).

Как показала практика, в этой схватке победили все и не победил никто. Решение принято. И «собственное видение ситуации», о которой говорил Хлопонин год назад – это 1,5 литра и точка. Но точка ли? Кто и когда вернется к теме ограничения ПЭТ неизвестно, но то, что такой сценарий вполне возможен, показали пять лет подковёрной борьбы с участием самых влиятельных воротил от бизнеса. И кто знает, может быть уже в следующем году нам предстоит наблюдать похожий спектакль, когда одни будут дискредитировать использование ПЭТ-упаковки в производстве газировки, детского питания, молока в борьбе за свои интересы, а те отрасли, которые поневоле окажутся заложниками ситуации, не останется ничего другого, как писать открытые письма, собирать пресс-конференции, проводить форумы и круглые столы и консолидироваться в попытке противостоять нажиму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1717
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1071
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
777
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1055

Другие новости