Динамика товарооборота и платных услуг населению. Источник: Центр развития ВШЭ
Экономика продолжает падать, заявляют ученые. Но правительственные чиновники этого или не замечают, или не хотят замечать. Возможно, причина – в приближающихся думских выборах, перед которыми никаких резких движений предприниматься не будет, считают эксперты. Даже если бы выборов не было, быстро принять адекватные решения по реабилитации экономики помешали бы разногласия в правительстве по экономическим подходам. Кроме того, эксперты уверены, что экономика не может перейти к росту из-за непомерной доли в ней госкорпораций и бюджетного сектора.
Экономика РФ не только не демонстрирует признаков выхода из рецессии, а скорее еще глубже увязает в дне кризиса, показывает последнее исследование Центра развития Высшей школы экономики. За апрель и май состояние российской экономики резко ухудшилось, несмотря на повышение цен на нефть. Второй месяц подряд идет падение почти во всех видах экономической деятельности. Розничный товарооборот падает уже 17 месяцев подряд, причем основное снижение в мае пришлось на продовольственные товары. Это может говорить об ухудшении благосостояния наименее обеспеченных слоев населения, говорится в исследовании.
В отчете центра говорится, что инвестиции в основной капитал (например, в машиностроение) и в сектора, связанные с человеческим капиталом (образование), в первом квартале 2016 года упали более чем на треть. Только строительство и производство транспортных средств упали не так сильно – минус 7% и минус 12% соответственно. Здравоохранение на этом фоне вышло в «передовики», здесь инвестиции лишь просто стагнировали.
Но правительство продолжает демонстрировать оптимизм, надеясь, видимо, на чудесные изменения в оставшиеся месяцы года. «Спад инвестиций в основной капитал в РФ в 2016 году может составить 2,7–3,1%, заявил вчера замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Ведев. Заявления других членов правительства также диссонируют с выводами ученых-экономистов. «Российская экономика преодолела рецессию, в целом ситуация стабилизировалась», – заявил журналистам 18 июня вице-премьер Аркадий Дворкович. Ранее российские руководители неоднократно заявляли о прекращении падения. Еще в ноябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов предсказывал, что экономика вот-вот достигнет дна. Тогда же глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уверял, что рецессия в экономике России закончилась. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент РФ Владимир Путин заявлял, что Россия смогла решить наиболее острые текущие проблемы в экономике и рассчитывает на возобновление экономического роста в ближайшей перспективе.
В правительстве сейчас нет единого взгляда не только на пути выхода из кризиса, но и на саму экономическую ситуацию, считает гендиректор Российско-европейского инвестиционного консорциума Павел Геннель. «Причины – в обострившейся борьбе центров противоположных экономических подходов – Минэкономразвития и Минфина, а также в неадекватности наработанной за последние годы макроэкономической модели, жестко связывающей цену на нефть, рубль и ВВП в ситуации, когда «нефть растет, а нам не легче», – говорит эксперт. К этому добавляется отсутствие эффекта от большинства докризисных и антикризисных инвестиционных программ. «По сути, в Белом доме знают только то, что экономика находится неизвестно где и перестала управляться даже денежными вливаниями», – говорит Геннель. Он признает, что выбор антикризисных решений невелик. И выступает за проведение институциональных реформ хотя бы в интересах крупнейших азиатских инвесторов, заинтересованных в инфраструктурных проектах.
Правительство не будет реагировать на очередную негативную статистику из-за выборов в Госдуму в сентябре, предполагает завкафедрой госуправления Российского экономического университета Руслан Абрамов. «Народ пугать не будут. Правительство уже приняло антикризисные меры в прошлом году, за счет перераспределения средств различных программ идет затыкание дыр. Перспективы могут быть связаны только со стратегией, которую по поручению президента разрабатывает глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, но она также будет готова не ранее лета следующего года. Так что нам еще предстоит перезимовать на дне в ожидании точки невозврата», – считает Абрамов.
«Дело не в том, что статистику специально искажают. Просто система устроена так, что она не хочет видеть реальности. Например, ситуация с рабочими местами у нас гораздо хуже, чем показывает Росстат. Я оцениваю расхождение примерно в два раза. Дело в том, что люди либо по формальным причинам не могут встать на учет в центрах занятости, либо не делают этого из-за смехотворности пособий».
«Продолжение кризиса вызвано в первую очередь непомерным ростом госкопораций и бюджетного сектора, продолжавшимся в течение последнего десятилетия, – говорит Павел Геннель. – Фактически сейчас происходит то же, что и в начале 90-х, – рыночная, более гибкая, часть экономики уже выходит из кризиса, а государственная – в него входит и тащит за собой многие макроэкономические показатели», – предупреждает эксперт.