0
12182
Газета Экономика Интернет-версия

20.06.2016 00:01:00

Сыроделы паразитируют на продуктовом эмбарго

Тэги: санкции, эмбарго, молочные суррогаты, сырные продукты


санкции, эмбарго, молочные суррогаты, сырные продукты Отечественные производители молочки не горят желанием видеть импортные сыры на российских прилавках. Фото Reuters

Чтобы заставить россиян покупать молочные суррогаты, нужно сохранить эмбарго на ввоз зарубежной продукции. Если запреты отменить, то российские предприятия не спасет даже преимущество девальвации рубля. Снятие эмбарго приведет к банкротству российских предприятий, предупреждают отечественные производители молочки и ее суррогатов. Более 20% отечественного рынка йогуртов и сыров заполнено продукцией, которую не станут покупать в условиях открытого рынка, говорят пищевики.

Ответ на антироссийские санкции в виде продуктового эмбарго оказался выгодным для неконкурентоспособных отечественных производителей. Особенно выиграли производители сырных суррогатов. Если в целом сельское хозяйство растет по 3% в год, то производство сыров увеличивается в РФ небывалыми темпами. 

Только за пять месяцев текущего года в РФ было произведено 238 тыс. т сыров и сырных продуктов, что на 3,6% выше аналогичного периода прошлого года. А по итогам 2015 года производство отечественных сыров увеличилось более чем на 20%. Но сами сыроделы понимают, что большую часть их продукции добровольно люди покупать не стали бы.

В случае отмены продуктового эмбарго многие российские сыры и йогурты уйдут с рынка, а их производители обанкротятся. «Повалятся сырные компании, все повалятся. Да, обанкротятся (российские компании. – «НГ»)», – сказал на Петербургском международном экономическом форуме гендиректор молочного холдинга «Молвест» Анатолий Лосев. По его мнению, в случае отмены санкций Евросоюза и продовольственного эмбарго российские производители потеряют часть рынка. «Если отдельно сегменты брать, которые под ударом: это сыры и йогурты. Йогурты 20%, а сыр, я думаю, от 20–30% можно потерять», – сказал он, отвечая на вопрос, как отразится отмена санкций Евросоюза и продовольственного эмбарго.

Сегодня же, по мысли Лосева, отечественные производители находятся в ситуации неопределенности и турбулентности на рынке. Это, по его словам, связано с двумя проблемами – снижением покупательского спроса и неопределенностью с продовольственным эмбарго. Российским же производителям необходима определенность по срокам отмены эмбарго. «Если их отменят через два месяца, я шевелиться не буду. Если их отменят через два года, я, наверное, начну какие-то проекты. Когда мне ничего не говорят о времени отмены санкций, я начинаю проект, а санкции отменяют – и что? Я «попал», банк «попал», все «попали», – обрисовал Лосев перспективы. В частности, пояснил производитель, сейчас из-за неопределенности в отношении санкций «Молвест» не уверен в необходимости открытия, например, производства таких сыров, как камамбер. «Камамбер. Мы пока еще не приняли решение. Слишком много желающих уже, сегмент-то маленький», – сказал он, добавив, что «строительство здания (для производства камамбера. – «НГ») – это девять месяцев, поэтому мы сейчас оцениваем, есть ли смысл, нужен ли он будет через год», – приводит его слова агентство RNS.

Напомним, РФ в августе 2014 года ограничила импорт продовольствия из стран, которые ввели против нее санкции – США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. Через год действие эмбарго было расширено на Исландию, Албанию, Черногорию и Лихтенштейн. А с начала 2016 года ограничения коснулись уже Украины и Турции.

Страх российских пищевиков по возможной отмене эмбарго пока не очень понятен – ранее власти приняли решение о продлении продовольственного эмбарго до конца 2017 года. В частности, об этом в конце мая сообщал премьер Дмитрий Медведев: «Наши производители неоднократно выступали за сохранение продовольственного эмбарго на аграрные товары и сельхозтовары из стран, которые ввели санкции в отношении РФ или впоследствии к ним присоединились. Хочу сказать, что я поручил подготовить предложения по продлению ответных мер не на год, а до конца 2017 года».

 В конце прошлой недели возможность продления эмбарго подтвердили и в Минэкономразвития (МЭР). Как сообщил в кулуарах ПМЭФ-2016 глава МЭР Алексей Улюкаев, Россия не рассматривает для себя возможность первой отменить контрсанкции.

Бурный рост производства сыров в России многие объясняют активным замещением молока пальмовым маслом. По оценкам, до 80% российского рынка может принадлежать сырным суррогатам из пальмового масла (см «НГ» от 19.01.16). Опасения ведомств подтверждают данные госстатистики. Только по итогам первого квартала текущего года импорт пальмового масла вырос более чем на 15% по сравнению с январем–мартом 2015 года. По итогам же 2015-го импорт пальмового масла в страну вырос более чем на треть.

И сегодняшнее беспокойство отечественных производителей сыров понятно – вряд ли российский потребитель проголосует рублем за пальмовый сыр при появлении на прилавках продукта, сделанного из натурального молока.

В то же время многие эксперты готовы защищать интересы производителей, а не потребителей. «В текущих условиях скорее лучше продолжить поддержку. Ранее Дмитрий Медведев уже сообщал, что контрсанкции продлят до конца 2017 года – это даст возможность производителям накопить силы и, уже имея рынок сбыта, дальше повышать свою эффективность», – считает глава комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Александр Борисов. Уже после 2017 года, по мысли эксперта, можно будет открывать рынок и только тогда упрекать производителей в низкой конкурентоспособности.

Однозначного ответа на вопрос, необходимо сегодня продление или отмена эмбарго, нет. «С одной стороны, ограничение конкуренции, то есть создание для производителей специальных условий, – это фактически обычный лоббизм», – замечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Не стоит также забывать, что российский производитель получил значительную фору от девальвации рубля, напоминает Разуваев. «На рынке должны присутствовать все товары, но у нас должна быть и своя культура потребления. И сейчас она формируется», – считает Разуваев.

От снятия продуктового эмбарго пострадает в первую очередь тот производитель, который делает неконкурентный товар, полагает директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда. «В частности, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в России еще в 2014 году цены на молоко были близки к среднемировым, а после девальвации рубля ситуация для производителей еще улучшилась», – сообщает эксперт. И вряд ли допустимо в такой ситуации говорить, что нужно сохранить эмбарго для создания благоприятных условий производителям российских йогуртов и сыров. «Фактически это означает, что нужно сохранить эмбарго, чтобы переработчики молока – при конкурентных ценах на молоко – производили более дорогие продукты, за которые будет расплачиваться потребитель», – считает эксперт.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1812
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1135
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
832
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1118

Другие новости