0
5712
Газета Экономика Интернет-версия

09.06.2016 00:01:00

Москва превращается в младшего партнера Пекина

Тэги: россия, китай, экономика, торговля


россия, китай, экономика, торговля России надо срочно проводить кардинальные изменения в структуре двусторонней торговли с Китаем. Фото РИА Новости

России надо ежегодно наращивать на 16% торговлю с Китаем, чтобы к 2020 году достичь уровня взаимного товарооборота в 200 млрд долл. в год – такой ориентир ранее озвучил глава государства Владимир Путин. А пока что по итогам года товарооборот России и Китая может достичь в лучшем случае 70 млрд долл. Восточный стратегический партнер растерял свои конкурентные преимущества из-за социальных реформ, и поэтому товарооборот с большинством стран у Китая сейчас сокращается. Так что теперь России надо самой изменить подходы, чтобы использовать себе на пользу потенциал Поднебесной, считают эксперты.

Китай сократил импорт из России в январе–мае 2016 года на 2,9%, однако за счет роста китайского экспорта в РФ на 9,2% объем двусторонней торговли немного вырос: на 2,7% – до 25,8 млрд долл. Об этом сообщило в среду Главное таможенное управление КНР. Если темпы торговли останутся прежними, то по итогам года страны могут наторговать в лучшем случае на 70 млрд долл. Им все еще очень далеко до целевой цифры в 200 млрд долл., которую озвучил в мае 2014 года президент РФ Владимир Путин.

Достичь такого объема планировалось к 2020 году. Значит, за оставшееся время темпы прироста товарооборота двух стран должны составлять около 16% ежегодно. Однако если в 2014 году российско-китайский товарооборот, по данным китайских таможенников, увеличился (на 6,8% – до 95,3 млрд. долл.), то в 2015-м он сократился сразу почти на 30% – до 64,2 млрд долл. При этом импорт в РФ упал сильнее – на 34,4%, а экспорт российской продукции в Китай снизился на 19%.

Представитель Минэкономразвития Елена Лашкина подтвердила «НГ» сокращение объемов торговли между двумя странами. По ее данным, в первом квартале 2016 года товарооборот РФ и КНР снизился на 11,8%, а в целом с 2014 года он сократился на треть. В качестве причин она называет падение мировых цен на энергоносители, снижение покупательской способности российских потребителей из-за курсовых колебаний рубля, замедление темпов экономического роста в Китае, а также общий спад в его внешней торговле.

Однако в министерстве заявляют, что стараются переломить ситуацию и надеются на положительную динамику к концу этого года. «Без кардинальных изменений в структуре двусторонней торговли не обойтись, – говорит Лашкина. – Постепенно увеличивается доля машинно-технической продукции в российском экспорте, растут поставки высокотехнологичных инновационных товаров. Существенная активизация наблюдается в торговле сельскохозяйственной и пищевой продукцией. Снижение курса российской валюты сделало наши товары и услуги более доступными и привлекательными для иностранных партнеров. Почти в два раза увеличился туристический поток в Россию из Китая».

Ведущее место крупнейшего экономического партнера России по-прежнему занимает Евросоюз, на который, по данным Минэкономразвития, сейчас приходится 45% российского товарооборота. Однако, как замечает Лашкина, Азиатско-Тихоокеанский регион «становится одним из мировых центров торговли и драйвером глобального роста», поэтому ставки на него более чем оправданны.

В то же время падение товарооборота привело к тому, что Россия в списке партнеров Китая опустилась с 9-го места по объему торговли в 2014 году до 16-го места в 2015-м. Основными внешнеторговыми партнерами Поднебесной сейчас являются США, страны Юго-Восточной Азии и Германия с Австралией. Выше нас в этом списке теперь также Индия, Англия, Голландия и Бразилия.

Хотя самое большое падение товарооборота у Китая в 2015 году приходится именно на Россию, потеряли объемы практически все ее визави. На втором месте по темпам падения оказалась Бразилия с падением на 17,3%. Затем следуют Австралия (она потеряла 16,7%), а также Индонезия и Вьетнам, которые недосчитались по 14,6%.

«До 2013 года китайские товары были лучшими в мире по соотношению цены и качества, но себестоимость у них выросла, и Китай потерял свое основное конкурентное преимущество», – объясняет причины глобального падения объемов торговли с «мировой фабрикой» заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. В 2014 году в КНР началась реализация социальной реформы, китайские предприятия теперь делают отчисления на пенсии, которых в стране до тех пор не существовало, рассказывает эксперт. Причем, по его словам, китайские власти явно переусердствовали с налогами, которых стало слишком много: сегодня в Китае самое большое количество налогов в мире, кроме того, они выросли и могут составлять от 25 до 49% от дохода. Предприятия обременяют так называемыми городскими налогами, которые составляют до 13% от общего объема налогообложения: деньги взимают на образование, на транспорт.

Выросли зарплаты, теперь стало мало китайцев, готовых работать за еду, а спать прямо на стройке. Они научились отстаивать свои права в судах, которые, как правило, занимают сторону трудящихся по вопросам переработок. Предприятиям поневоле пришлось нанимать юристов, что также увеличивает затраты. Еще одна важнейшая причина – консолидация производства. В китайском экспорте сейчас очень мало продукции малого и среднего бизнеса. Мелкие предприятия были поглощены крупными корпорациями и холдингами, у которых затраты априори выше.

Из-за этих мер себестоимость китайской продукции выросла. Например, себестоимость машинно-технического оборудования выросла на 15%, а станков с ЧПУ – до 30%. Она сравнялась с корейской и даже стала выше, чем в Индонезии и Малайзии.

Алексей Маслов призывает концентрировать внимание в первую очередь не на плановых показателях объема товарооборота России с Китаем, а на изменении его структуры, где доля нефтепродуктов занимает более 60%. Для этого он советует более тщательно учитывать менталитет и опыт нашего соседа: «Россия не успела приспособиться к изменениям в китайской экономике. С 2017 года там начнет действовать план (рассчитанный до 2025 года) по переходу от энергоемкой к наукоемкой экономике. Этот план несет в себе огромный риск для России, если она будет продолжать делать ставку на экспорт природных ресурсов».

По мнению эксперта, мы слишком много внимания уделяем своей модели развития сотрудничества – сначала политические договоренности, потом бесконечные «бизнес-миссии» по всей стране с минимальной пользой. Китайцы работают по-другому: они нанимают крупнейшие мировые аналитические фирмы, которые описывают для инвестора потенциальный рынок, потом полгода-год методично работают с потенциальным партнером, изучая все детали сделки. В итоге Маслов опасается, что «у нас будут проблемы в сотрудничестве, создании совместных предприятий, потому что китайцы привыкли на 100% контролировать производство, логистику и сбыт, а наши крупные предприятия вряд ли пойдут на это».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1770
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3743
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2801
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2284

Другие новости