Фото Tirza van Dijk/unsplash.com
В эпоху Web 2.0 Интернет позволяет пользователю не только получить любую информацию, но и самому участвовать в формировании контента. Обратная связь стала неотъемлемой частью Интернета, и в частности сайтов государственных ведомств. Как с помощью типовых сайтов можно сэкономить бюджет, нервы, время государственных ведомств и, что важно, граждан?
Когда государственное учреждение выходит в онлайн, то зачастую совершает ошибки. На ошибках учатся, но не лучше ли не тратить огромные бюджеты на пробные заказы и сделать сразу качественный продукт? Кроме того, можно тратить деньги на разработку разных продуктов или сразу сделать общий сервис, объединяющий несколько сайтов. Первое, что необходимо сделать, – это унифицировать и объединить существующие сайты ведомств. Пользователю, который зашел на сайт ведомства решить свою проблему, не нужно множество разрозненных сайтов разных учреждений. Поэтому нужна одна объединенная система.
Во-первых, это значительно упростит поиск. Когда пользователь будет вбивать свою проблему в поисковое окно, решение он найдет на всех сайтах, которые объединены в систему, ведь многие граждане не знают, на каком именно из сайтов ведомств ему надо искать информацию. Например, попробуйте угадать, к какому департаменту правительства Москвы относится летний детский отдых: образование, спорт, медицина или еще какой-то?
Во-вторых, единый поиск также помогает видеть глобальную статистику пользователей. Администрация сайта со временем сможет отслеживать тренды. Поскольку такая система создает медиапространство, то можно по запросам составлять портрет пользователя и прогнозировать всплеск запросов. Следующий шаг – находить решение проблемы прямо в поисковой выдаче. Можно демонстрировать не поисковую выдачу, сайты с релевантной информацией, а сразу решение – так же, как это делают Google или Яндекс. Это интеллектуальная выдача, она может формироваться вручную или автоматически, но приводит к отличным результатам. Когда пользователь пишет в поисковом запросе: «Записать ребенка в первый класс», то ему не придется читать постановления, новости, а только нажать на одну кнопку, чтобы получить всю необходимую информацию.
В-третьих, иногда хочется знать, что ищут конкретные социальные или возрастные группы. В этом поможет единая авторизация. В этом случае человеку, который хочет взаимодействовать с государством, не надо отдельно регистрироваться на сайте госуслуг или ЗАГСа. Единая авторизация позволяет использовать один аккаунт с одним паролем для всех сайтов системы. А государству это дает огромный объем информации для анализа и для того, чтобы оказывать качественную помощь пользователю. Например, если мы знаем, что у человека есть машина и конкретный полис, то мы можем давать ему ту информацию, которая нужна автомобилистам. А если знать прописку этого пользователя, то сможем давать актуальную информацию по его району. Таким образом проще сегментировать пользователей, понять запросы групп и разработать комплексное решение их проблем.
Новостное информационное поле также можно объединить в одну систему. Самую интересную информацию лучше выдавать сразу, а тематические новости потом. Мы подключили все газеты к этой системе, и теперь пользователь будет видеть интересный релевантный контент.
Не стоит забывать, что все сайты государственных ведомств между собой схожи, но при этом на каждый из сайтов выделены большие деньги, ведь за каждый сайт отвечает отдельная команда. Объединенная система позволяет централизовать разработку, поддержку, а также сократить затраты и повысить надежность. Такую систему Notamedia внедрила для сайтов Москвы и Московской области – мы объединили типовые сайты в единую систему и реализовали все инструменты, про которые было рассказано выше.
Конечно, кто-то может сказать, что с такой системой ответственность разработчиков многократно увеличивается: сайты расположены на одной группе серверов, и если упадет один сайт, то упадут и остальные. Но если исполнитель знает свое дело, то бояться нечего – сайтам не будет ничего угрожать, а проблему всегда можно исправить быстро. С высоты своего опыта разработки системы сайтов для правительства Москвы можем сказать, что мы на ошибках многому научились.