Высокоскоростные поезда из КНР вскоре могут появиться и в России. Фото Reuters
В КНР объявили о начале строительства скоростных поездов нового поколения, пригодных как для российского, так и для китайского стандарта железнодорожной колеи. Новый поезд планируется использовать как в РФ на магистрали Москва–Казань, так и в самом Китае. Он будет вдвое быстрее, чем «Сапсан» от немецкой компании Siemens. Скопировать или освоить китайские дорожные технологии Россия пока не сможет.
Протяженность высокоскоростных магистралей в Китае сегодня приближается к 20 тыс. км, а ежедневный пассажиропоток на таких поездах составляет чуть менее 50 млн человек. Россия, страна хоть и обладающая куда более обширной территорией, пока не может похвастаться даже близкими достижениями. Скоростные поезда в России – это пока лишь несколько направлений, соединяющих крупные города страны, движущихся по обычным железным дорогам, а не специальным скоростным магистралям. Китай же готов вложиться в строительство таких скоростных магистралей, предлагая создавать поезда, подходящие как для китайской, так и для российской колеи.
Китай начинает разработку нового поколения высокоскоростных поездов, способных достигать скорости 400 км/ч, и использовать для этого как узкую – китайскую, так и широкую российскую колею, сообщает китайская газета «Чжунго жибао». «У поезда… будут колесные пары, которые можно будет подгонять к стандартам дорожной колеи других стран, в отличие от нынешних поездов, у которых колеса приходится заменять при пересечении границ», – заявил изданию глава китайской инновационной программы создания высокоскоростных поездов Цзя Лиминь. «Когда поезд будет готов, его можно будет использовать как на китайских железнодорожных путях, так и на высокоскоростной линии Москва–Казань, скорость поездов на которой будет достигать 400 км/ч», – говорит Цзя Лиминь.
При этом в Поднебесной готовы не только создавать для российской высокоскоростной магистрали (ВСМ) поезда, но и участвовать в ее строительстве. Ранее первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщал, что Китай предоставит 400 млрд руб. (около 5,3 млрд евро) на проект ВСМ Москва–Казань в кредит на 20 лет.
Отметим, высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 км/ч. И сейчас в России таких дорог практически нет. А пилотным проектом по строительству ВСМ в России стоимостью в 1 трлн руб. должен стать участок Москва–Казань. Ожидается, что дорога протяженностью 770 км сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часа с нынешних 12 часов.
Если проект Москва–Казань окажется успешным, то в будущем этот участок пути будет продлен и станет частью высокоскоростной магистрали Москва–Пекин и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.
Ранее предполагалось, что поезда для новой магистрали будут производиться в РФ. По крайней мере в интервью федеральным СМИ Александр Мишарин подчеркивал, что «любой поезд, кто бы его ни предложил, должен производиться в России через создание совместных предприятий».
Заметим, что китайское руководство прямо формулирует политическую установку: сначала импортируем технологии, потом самостоятельно их воспроизводим и, наконец, делаем лучше, чем оригинал. Этот принцип виден при закупках российских самолетов или ядерных реакторов. В России же власти часто подменяют вопрос освоения новых технологий темой распределения собственности. И это вполне устраивает китайцев.
Еще в начале мая начальник отдела экспорта вагоностроительной корпорации Чанчуня Ма Чуньшэн сообщал, что Китай и Россия локализуют производство китайских высокоскоростных поездов в РФ. По словам Ма Чуньшэна, ранее российская сторона заявила о намерении закупать поезда для ВСМ Москва–Казань, для чего необходимо создать совместное предприятие (СП), локализация которого составит 50%.
Примечательно, что при этом в КНР сомневаются в высоком спросе на высокоскоростные поезда в России. «Из российского плана на железные дороги мы знаем, что скоро у РФ не будет большого спроса на высокоскоростной подвижной состав. Потребности в них в ближайшие пять–десять лет приблизительно 100–200 поездов», – указал Ма Чуньшэн.
Ранее о своей заинтересованности в проекте по созданию высокоскоростной магистрали Москва–Казань высказывал и немецкий концерн Siemenes. «Для нас этот проект интересен, Москва–Казань – новая высокоскоростная магистраль. Особенно нас интересуют поставки поездов на базе локального производства вместе с «Синарой» (российской машиностроительной компанией. – «НГ»), – объяснял в конце апреля президент Siemens в России Дитрих Меллер. Сообщалось также, что компания готова инвестировать в проект сумму до 2 млрд евро. При этом в Siemenes не исключали и совместного участия в проекте. «Мы активно работаем. Знаем, что и китайская сторона работает – у меня есть надежда, что на трехсторонней основе может быть решение ... для такого мегапроекта нужно усилие не только РФ и КНР, но и других партнеров», – говорил он.
Однако, как сообщает Интерфакс, решающим фактором в пользу партнеров из Китая при строительстве ВСМ президент РФ Владимир Путин называл отсутствие доступа к европейскому финансированию. «При осуществлении таких масштабных проектов ... это вопрос экономических параметров, стоимости. В том числе стоимости кредитных ресурсов», – заявлял он представителю Siemens.
Выбор китайцев в противовес прежнему лидеру – Siemens – для экспертов очевиден. «Китай берет низкими ценами, отсутствием возможных политических и санкционных проблем», – указывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
При этом эксперты замечают, что Россия в части строительства инфраструктуры ВСМ сильно отстает от ЕС и КНР. «Причин много, но главное, это долгая ориентированность железных дорог на военно-стратегические, а не потребительские задачи», – обращает внимание доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. К тому же, продолжает он, основные инвестиции в рамках РЖД шли не на инфраструктурные проекты, а на подвижные составы.
И маловероятно, что РФ даже с учетом поддержки Китая сможет сама научиться воспроизводить ВСМ в ближайшие десять лет. «Для этого нужна мощная научно-техническая база», – считает Андриевский. И хотя Россия нуждается в сети ВСМ, вряд ли мы сможем начать их строить китайскими темпами, продолжает эксперт. «Скорее продолжится медленное обсуждение и раскачивание», – не исключает он.