В Минфине ищут способы компенсировать недобор налогов и таможенных платежей. Фото Льва Исраеляна |
Поступления в бюджет РФ продолжают сокращаться даже в номинальном выражении, свидетельствуют новые данные Федеральной таможенной службы (ФТС). За январь–май 2016-го ФТС перечислила в казну почти на 16% меньше, чем за тот же период 2015-го. Падают и налоговые доходы казны, при этом меняется их структура. Доля поступлений от сырьевых экспортеров снижается, а доля прямых и косвенных платежей населения растет. Дефицит станет для властей поводом повысить налоговую нагрузку на граждан, считают эксперты.
Стали известны первые данные о доходах бюджета за январь–май 2016 года. В конце недели ФТС сообщила о снижении своих перечислений в казну на 15,6% к тому же периоду 2015-го.
В правительстве сейчас ждут статистики по бюджетным доходам хотя бы за первые пять месяцев года, чтобы решить судьбу дальнейшей индексации пенсий и антикризисной поддержки отраслей. Сводка ФТС оптимизма не вселяет: бюджет продолжает усыхать. Напомним, по итогам первого квартала номинальное падение доходов бюджета превысило 15% в годовом выражении, следовало из материалов Счетной палаты. А в реальном выражении, то есть с учетом более чем семипроцентной инфляции, сокращение приблизилось к 23%.
Второй главный администратор бюджетных доходов – Федеральная налоговая служба (ФНС) – свою статистику за первые пять месяцев пока не публиковала. Однако по отчетам Минфина и заявлениям главы ФНС Михаила Мишустина можно судить, что за январь–май сокращение налоговых доходов бюджета тоже скорее всего будет двузначным – по крайней мере если говорить о поступлениях от сырьевых экспортеров.
В частности, по сводкам Минфина, доходы, администрируемые ФНС, за январь–апрель 2016-го сократились почти на 9% к тому же периоду 2015-го. В середине мая Мишустин говорил, что из-за падения нефтяных цен сборы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизились за январь–апрель 2016-го на 26% в годовом выражении. «Если не учитывать нефтегазовые платежи, то у нас темпы сбора идут в плюсе», – уточнял он.
Эта неравномерность отражена и в сводках Росстата: пока поступления от НДПИ сокращаются, а от налога на прибыль организаций растут лишь на 1%, поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за первый квартал 2016-го выросли в годовом выражении на 8%, от акцизов на табак, алкоголь и топливо, которые в конечном счете ложатся на граждан, увеличились на 16%.
Кроме того, по итогам первого квартала этого года на долю НДФЛ и акцизов в консолидированном бюджете приходилось 28,6% от всех доходов, а год назад – 25,5%. Доля налогов и сборов за пользование природными ресурсами сейчас в консолидированном бюджете составляет 18% против 24,3% год назад. По факту доля налогов, которые так или иначе уплачивают граждане, в бюджете возрастает, а доля платежей от корпораций, прежде всего сырьевых, сокращается.
Такой статистический эффект связан с падением нефтяных цен и торможением экономической активности. Некоторые эксперты к этому добавляют, что в будущем не исключен дополнительный рост фискальной нагрузки на граждан, и тогда доля поступлений от физических лиц станет в бюджете еще выше. Российский бюджет становится все более буржуазным – в том смысле, что он все больше зависит от нагрузки на рядовых граждан, все меньше от экспортных корпораций. И это напоминает ситуацию в развитых (условно буржуазных) экономиках.
По Минфину, в апреле дефицит федерального бюджета составил 8,6% ВВП, за январь–апрель – 4,7%, напоминает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. То есть президентский ориентир – дефицит не более 3% ВВП – пока недостижим. И, даже несмотря на подъем нефтяных цен, денег в казне, мягко говоря, не хватает.
Как считает Николаев, хоть резервы сейчас и опустошаются, Кремль и правительство все же поставят своей целью во что бы то ни стало сохранить их к 2018 году: «Потому что подойти с нулевыми запасами к президентским выборам – это для властей совершенно неприемлемо». И чтобы сбалансировать бюджет, правительство сделает выбор в пользу дальнейшего сокращения расходов. «Что нам уже продемонстрировал этот год: мы видим снижение социальных расходов, мощнейшую недоиндексацию пенсий, – говорит Николаев. – Думаю, все более реальной становится перспектива полной отмены пенсий работающим пенсионерам, которым уже отказали в индексации».
Сокращение госрасходов вовсе не исключает роста налоговой нагрузки – например, на физических лиц. Николаев допускает, что ближе к 2018 году власти могут пойти на повышение единой ставки НДФЛ – как вариант: с 13 до 15%. И «чтобы подсластить населению эту пилюлю», саму шкалу, по словам эксперта, «могут сделать прогрессивной», увеличив нагрузку на более обеспеченных граждан.