Глава Центробанка Эльвира Набиуллина расскажет, что такое «понятная экономика». Фото РИА Новости
Центробанк РФ взялся объяснять гражданам свою политику через YouTube, где началось размещение серии роликов «Понятная экономика». В первом видео глава ЦБ Эльвира Набиуллина убеждает россиян, что высокая инфляция ведет к сокращению инвестиций. Поэтому российский ЦБ должен копировать у Великобритании и Канады политику инфляционного таргетирования. Однако история современной России показывает, что падение инвестиций не связано с уровнем инфляции.
«Экономические термины прочно обосновались в повседневной жизни, но все же иногда они остаются недопонятыми. Если вы давно хотели разобраться, но не знали как, вам поможет серия коротких роликов «Понятная экономика». Семь авторитетных экспертов (из Центрального банка и не только) объяснят, как функционируют финансовые рынки, откуда берется инфляция, какова вообще природа денег и многое другое», – говорится в описании ролика.
В видеоролике Эльвира Набиуллина рассказывает о том, как работает денежно-кредитная политика, под которой понимаются «действия государства, влияющие на количество денег и условия их обращения». Она также объясняет, что эти действия направлены на поддержание стабильности цен, занятости населения и роста реального сектора экономики.
При этом набор инструментов ЦБ ограничен, говорится в ролике. «Поэтому нам необходимо определиться с приоритетами», – продолжает Набиуллина и отмечает, что сегодня основная цель денежно-кредитной политики – низкая инфляция, являющаяся залогом устойчивого развития экономики.
По словам председателя ЦБ, именно в условиях высокой инфляции агенты в экономике не строят долгосрочных планов: ведь бизнес боится инвестировать в развитие, а граждане – сберегать.
В видео глава ЦБ также поясняет, что регулятор влияет на инфляцию посредством изменения ключевой ставки, которая задает стоимость денег для банков и тем самым определяет ставки по кредитам и депозитам, которые они устанавливают. Эти ставки, в свою очередь, влияют на конечные решения компаний и граждан: брать ли им кредиты или, наоборот, класть деньги на депозиты.
Правда, Эльвира Набиуллина предупреждает, что эффект ключевой ставки проявляется не сразу. «Поэтому, устанавливая ключевую ставку, мы руководствуемся не только текущим состоянием экономики, но и нашими прогнозами, в первую очередь нашим прогнозом по инфляции», – предупреждает Набиуллина. И, по ее прогнозу, в конце 2016 года инфляция будет равна 6–7%.
Попытку Центробанка объясниться перед гражданами можно только приветствовать. Но проблема в том, что эти объяснения построены на логических и фактических нестыковках. Так, основной тезис Набиуллиной: низкая инфляция – это залог экономического роста и притока инвестиций – никак не подтверждается ни экономической статистикой, ни житейским опытом.
В высокой инфляции, действительно, мало хорошего. Но обвинять ее в падении инвестиций – это явное передергивание. Неужели руководство ЦБ считает, что нынешний инвестиционный кризис можно объяснить высокой инфляцией? Неужели в ЦБ не знают: статистика последних десятилетий показывает, что прирост инвестиций в страну не связан с уровнем инфляции?
Разъяснения Центробанка по инфляции оставляют вопросы. Фото Reuters |
Напомним, например, что в 2003 году в России отмечался довольно высокий рост цен – 12%, но это не мешало росту внутренних инвестиций и их притоку извне. Инвестиции в основной капитал за тот же период выросли на 12,7%. При этом экономика страны за тот же период выросла на 7,3%. Схожая картина наблюдалась и в следующем – 2004 году. При 11,7-процентной инфляции инвестиции по итогам года выросли почти на 17%.
И, наоборот, в 2013 году (за год до введения санкций) экономика страны начала замедляться, а приток инвестиций был почти нулевым. И происходило это при рекордно низкой инфляции – 6,5%. Можно предположить, что экономика РФ начала замедляться по совершенно иным причинам, и влияние инфляции здесь было явно второстепенным.
Неубедительно звучат и ссылки на зарубежный опыт. В российском ЦБ оправдывают политику инфляционного таргетирования деятельностью центробанков таких стран, как Австралия, Великобритания, Канада, страны ЕС и других. Но разве в ЦБ не знают, что инфляционные механизмы в РФ и развитых странах принципиально различаются? Напомним, что ранее помощник президента Андрей Белоусов указывал, что в России каналы влияния на макроэкономику через процентные ставки фактически не работают. «У нас из пяти классических каналов влияния процентных ставок на макроэкономику, каналов трансмиссии три отсутствуют, а два не работают. В частности, это влияние процентной ставки на проценты для конечных заемщиков, параметры фондового рынка, балансы заемщиков и уровень рисков», – подчеркивал помощник президента. В результате действующая денежно-кредитная политика ЦБ остается «не вполне управляемой», сообщал Белоусов (см. «НГ» от 27.05.16).
«При прочих равных условиях для экономики высокая инфляция хуже, чем низкая», – говорит завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Бессонов. Однако, замечает эксперт, бизнес пугает не столько высокая инфляция, сколько ее нестабильность. «Известно, что чем выше темпы инфляции, тем менее они стабильны. А это уже создает риски и беспокойства для инвесторов», – рассуждает экономист. «Да, в прошлых ситуациях, когда у нас были 7-процентные темпы экономического роста, можно было терпеть высокую инфляцию», – подчеркивает Бессонов.
В то же время «зацикленность» ЦБ на низкой инфляции вызывает у экспертов вопросы. «Да, мы можем через повышение процентных ставок, повышение стоимости денег прийти к низкой инфляции, но в итоге мы охладим экономику РФ», – замечает Бессонов. И даже если мы придем к низкой инфляции, это не приведет автоматически к притоку инвестиций в экономику, подчеркивают эксперты.
К тому же, продолжает завкафедрой Академии народного хозяйства и госслужбы Алла Дворецкая, режим инфляционного таргетирования имеет смысл там, где инфляция носит монетарный характер и ЦБ может ее полностью контролировать. «У нас же на рост цен оказывает влияние множество других факторов», – подчеркивает она.
Действия же ЦБ по сдерживанию инфляции в текущей ситуации преждевременны, считают эксперты. «Вначале необходимо структурно изменить экономику страны, а уже потом заниматься таргетированием инфляции», – считает Дворецкая.
Копировать ориентиры денежно-кредитной политики у развитых стран нужно осторожно, говорят опрошенные «НГ» эксперты. «Используя чужой опыт, мы должны помнить и о своих особенностях. Еще недавно экономика РФ была переходной. Сейчас же мы хоть и встали в значительной степени на рыночные рельсы, все еще сохраняем некоторые элементы плановой экономики», – отмечает Бессонов. К тому же для развитых странах характерна высокая диверсификация экономик, и они не так сильно зависят от внешней волатильности, указывает Алла Дворецкая.