Вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль считает сегодняшнюю внешнюю политику Евросоюза «не очень умной». Фото Reuters
Немецкие власти заявляют о необходимости пересмотра политики антироссийских санкций. Принцип «сначала Минск – потом отмена санкций» в Берлине предлагают заменить на пропорциональное ослабление ограничений по мере частичного выполнения Минских соглашений. Это принципиальное изменение может стать хорошим сигналом для иностранных инвесторов и отечественной экономики. Правда, российские эксперты напоминают, что экономика РФ страдает в основном не от санкций, а от собственных внутренних проблем.
Заявления еврочиновников – прежде всего немецкого руководства – свидетельствуют о перемене настроений внутри Европы относительно России. В ближайшее время возможно ослабление некоторых антироссийских ограничений при сохранении основной части санкций.
Так, вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль высказался за пошаговую отмену антироссийских санкций. «Не очень умно требовать стопроцентного выполнения «Минска» (Минских соглашений. – «НГ») и только затем на 100% отменять санкции», – приводит слова вице-канцлера немецкая газета Bild (перевод InoPressa).
По его мнению, можно частично снять с России санкции после достижения первых договоренностей по местным выборам на востоке Украины и расширения миссии наблюдателей ОБСЕ.
Одновременно с этим министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сообщил, что «в Евросоюзе выросло сопротивление продолжению санкций, применяемых в отношении России». «По сравнению с прошлым годом будет сложнее договориться по общей позиции в этом вопросе», – приводит его слова Интерфакс.
При этом он уточнил: Германия будет бороться за то, чтобы Европа не отказывалась от привязки санкций к Минским соглашениям. По словам Штайнмайера, западные страны не могут игнорировать ситуацию на востоке Украины и фактор Крыма. По его словам, прогресса в разрешении конфликта не видно, но это зависит от обеих сторон – и России, и Украины.
На первый взгляд, противоречит своим подчиненным канцлер ФРГ Ангела Меркель. Вчера на саммите «Большой семерки» в Японии она заявила, что говорить о снятии европейских санкций с России пока рано.
Председатель Евросовета Дональд Туск тоже непреклонен. «Могу вас заверить: когда речь идет о Евросоюзе, мы готовы продолжать с нашими антироссийскими санкциями. И я уверен, что в принципе нам не нужно особого обсуждения на встрече лидеров в июне. Я вполне уверен, что мы примем решение по поводу санкций в течение двух или трех следующих недель без масштабных дискуссий», – цитирует чиновника РИА Новости.
Однако тезис о продлении санкций вовсе не отменяет возможности частичной отмены: продлить можно не все наложенные на экономику РФ ограничения.
Более того, слова Меркель о том, что обсуждать снятие санкций сейчас рано, можно понимать не как «Германия против», а как – в буквальном смысле – «рано». Ведь срок действия санкций заканчивается в июле этого года, обсудить свои дальнейшие шаги европейские страны планировали в конце июня.
Опрошенные «НГ» эксперты назвали вероятной частичную отмену ограничений. «Если все-таки начнется отмена санкций, то в первую очередь их наверняка будут снимать с компаний. Европа пойдет по наиболее выгодному для себя пути. В снятии санкций с отдельных людей выгоды особой нет. А вот отмена ограничений для крупных компаний – это возможность наладить партнерство заново, в том числе в сфере энергетики», – поясняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Пошаговая отмена может предполагать снятие секторальных санкций против компаний из банковского и сырьевого сегментов российской экономики, соглашается директор департамента QBF Дмитрий Кипа.
«В ближайшее время в полную отмену санкций никто не верит даже в самой России. Однако уже с июля председательство в ЕС переходит от Голландии к Словакии, которая впервые будет выступать в таком статусе. Словакия получает шанс внести вклад в урегулирование напряженности между Россией и Западом. Она может разыграть карту частичного снятия санкций с РФ в пользу укрепления потенциала экономических связей и инвестиционного сотрудничества», – рассуждает соучредитель и управляющий партнер Preply Кирилл Бигай.
Напомним, во вторник глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев по итогам встречи с министром экономики Словакии Петером Жигой и вице-премьером по инвестициям Петером Пеллегрини рассказал, что Братислава считает санкционный режим бесперспективным, но вынуждена исполнять требования ЕС в этом вопросе.
Даже частичная отмена санкций сыграла бы для России положительную роль. «Это позволило бы активизировать деловое сотрудничество и привело бы к притоку в страну валюты и товаров с Запада, потому что следующим шагом стала бы отмена продовольственного эмбарго Россией. В результате доллар мог бы упасть в районе 58–60 руб., а динамика ВВП перешла бы на положительную траекторию», – говорит Дмитрий Кипа.
Он добавляет: «В отмене санкций заинтересованы компании, которые импортируют высокие технологии, и бизнес, ориентированный на экспорт. Но отмена санкций станет ударом для российских фермеров, однако у них было достаточно времени, чтобы подготовиться к такому развитию событий». Между тем Кирилл Бигай сомневается, что за первыми шагами Запада сиюминутно последует ответная реакция России, особенно в том случае, если подход ЕС будет формальным.
Санкции, конечно, негативно влияют на экономические процессы внутри РФ. «Так, проблема банков с доступом к капиталу приводит к повышенным ставкам по кредитам, крупные госкомпании потеряли своих старых партнеров – все это пусть косвенно, но сказывается на каждом из нас», – говорит Никита Исаев.
Но, как уточняют эксперты, было бы неправильно списывать на них все беды российской экономики. «Основные барьеры для бизнеса устанавливаем мы сами, и они куда сильнее проблем с доступом к зарубежному рынку капитала, – говорит Исаев. – Оздоровление экономики практически полностью зависит от внутренних реформ».
Уже хрестоматийный пример, доказывающий, что кризис в России был связан не только с внешними факторами, – динамика инвестиций в основной капитал. Инвестиционный спад был зафиксирован Росстатом уже по итогам 2013 года – до украинского кризиса и падения нефтяных цен.
На Россию более серьезное влияние оказывают нефтяные цены, а не западные ограничения, продолжает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев: «Восстановление прежнего партнерского взаимодействия с Западом не стоит рассматривать в качестве панацеи от всех бед. России без развитой промышленности и структурных реформ прежде всего нужны высокие цены на нефть».
В Минэкономразвития вчера привели пример, доказывающий потепление отношений Евросоюза и России. Помощник министра экономического развития Елена Лашкина сообщила «НГ», что «многие страны – члены ЕС де-факто уже идут по пути снятия ограничений».
«В настоящий момент при активном участии торговых представительств в странах Европы «разморожен» межправительственный диалог с 13 странами – членами ЕС. Об этом свидетельствует количество межправительственных комиссий (МПК), проведенных с момента введения ограничительных мер в отношении России (март 2014-го)», – поясняет Лашкина.
По данным Минэкономразвития, со странами ЕС было проведено 14 заседаний МПК, на ближайшее время запланирована «разморозка» отношений еще как минимум с четырьмя странами – членами ЕС.