По итогам 2016 года снизить производство молока могут и крупные сельхозпредприятия. Фото Reuters
Падение производства молока в 2016 году станет неприятным доказательством неэффективности Минсельхоза и правительства в целом. В этом году собственное производство молока впервые в истории может упасть ниже символического рубежа в 30 млн т. О такой перспективе молочники предупреждают чиновников Минсельхоза, которые почему-то надеются на бурный рост надоев, чего не было в стране с советского времени. Чтобы остановить в России молочный кризис, в Минсельхозе собираются создать экспертный совет по молочному животноводству, который может заработать уже этим летом. Пока же РФ стремительно наращивает импорт дешевых суррогатов для изготовления молочного фальсификата.
В российском Минсельхозе разработана публичная декларация приоритетных целей и задач ведомства на 2016 год. В их числе министерство называет, в частности, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и российских сельхозпроизводителей, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, обеспечение перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития и обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Называются в документе и конкретные цифры. Так, рост производства сельхозпродукции в этом году может ускориться до 3,1% с прошлогодних 3%. В растениеводстве темпы чуть снизятся – с 2,9% в 2015 году до 2,5% в 2016-м. А в животноводстве темпы роста, напротив, должны увеличиться до 3,8% с прошлогодних 3,1%. В пищевой промышленности производство увеличится на 4,1% против 2,2% в прошлом году. Как прогнозируют в Минсельхозе, в 2016 году увеличатся и инвестиции в основной капитал сельского хозяйства – на 4,8%. Хотя в прошлом году инвестиции в агросектор снизились на 11,5%.
Особенно удивительно выглядят ожидания Минсельхоза по производству молока. Согласно документу, производство молока в текущем году должно вырасти до 34,35 млн т. Такой прогноз по росту производства молока выглядит фантастическим на фоне многолетнего падения суммарных надоев. Если в 1990 году производство молока во всех хозяйствах составляло 55,7 млн т, то к 2015 году оно постепенно снижалось до текущих 30,8 млн т. Единственным исключением стал 2002 год, когда во всех категориях хозяйств надои молока увеличились до 33,4 млн т. Фактически единственные, кто сегодня демонстрирует прирост молока, – это крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприниматели (ИП). Так, за 20 лет производство молока в этих хозяйствах увеличилось с 575 тыс. т до 2 млн т. Тем не менее доля КФХ в общем производстве молока остается небольшой – всего 6,6%. Большая часть молока по-прежнему производится в сельхозорганизациях и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) – 47,8% и 45,6% соответственно.
Ранее в Минэкономразвития давали более сдержанную оценку по восстановлению молочной отрасли. Как следует из прогноза социально-экономического развития РФ на 2016–2018 годы, прирост производства сырого молока по итогам 2016 года составит около 0,3%, в 2017-м – 0,6%, в 2018-м – 0,7%. Рост производства сырого молока в 2018 году в сравнении с 2014 годом составит 1,7%. То есть в абсолютном выражении при хорошем стечении обстоятельств производство молока в 2018 году может составить около 31,3 млн т.
В отличие от чиновников сами аграрии прогнозируют спад. Так, в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко») считают, что частные хозяйства снизят производство молока на 3–5%, что составит около 600 тыс. т. Фермеры и индивидуальные предприниматели, наоборот, повысят производство на 4–5% (что добавит около 90 тыс. т). «В сельхозорганизациях производство, вероятнее всего, останется на уровне 2014–2015 годов», – следует из доклада «Союзмолока». Таким образом, в лучшем случае при возобновлении темпов роста российской экономики и повышения потребительского спроса по итогам 2016 года производство молока в хозяйствах всех категорий может составить около 30,1–30,2 млн т, что почти на 2% меньше, чем в 2015 году.
Однако, если в отрасли сохранятся текущие неблагоприятные тенденции, эксперты ожидают реализации более консервативного сценария. В этом случае предполагается снижение производства молока и в сельхозорганизациях на уровне 2%. «В результате объем производства молока в хозяйствах всех категорий сократится в 2016 году более существенно и может преодолеть психологический барьер в 30 млн т», – считают авторы доклада.
Ключевым же ограничением для развития молочной отрасли, как поясняют молочники, сегодня остается низкая привлекательность отрасли для частных инвестиций. «Этому способствуют и длительные периоды окупаемости инвестиционных проектов, и высокие процентные ставки по инвестиционным кредитам, и более высокие инвестиционные затраты в сравнении с развитыми странами», – перечисляют в организации.
В то же время начиная с 2000 года объем производства молока в стране сократился на 4,5%, тогда как численность поголовья коров – на 34%, обращает внимание старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Вадим Семикин. «Соответствующими темпами росла продуктивность коров, что позволяло компенсировать снижение численности скота», – указывает он. Тем не менее именно сокращение поголовья является сегодня главной причиной невозможности нарастить производство молока, подчеркивает эксперт. К слову, по итогам прошлого года поголовье молочного скота по всем хозяйствам сократилось почти на 2%.
Снижение поголовья отмечено в хозяйствах всех категорий, кроме КФХ и ИП, подчеркивают в «Союзмолоке». При этом сокращение поголовья в сельхозорганизациях объясняют интенсификацией производства и обновлением стада на более продуктивный скот. «Однако сложное экономическое положение большинства сельхозпроизводителей не позволяет вести модернизацию и интенсификацию производства. Повышение затрат на корма, ремонт и обслуживание импортного оборудования на фоне удорожания и недоступности кредитных средств приводят к необходимости снижения себестоимости производства всеми доступными способами. В результате снижается качество кормов, ухудшаются условия содержания животных, падает молочная продуктивность коров», – поясняют в отраслевом союзе.
«Согласно действующей стратегической программе, в течение пяти лет планируется увеличить валовое производство молока на 8 млн т», – напоминает Семикин. В связи с чем Минсельхоз каждый год декларирует подобные приросты, продолжает он. «По факту же невозможно так быстро увеличить объем производства. По оптимистичным прогнозам, в 2016 году производство молока может составить 31,1 млн т», – полагает экспрт.
«У Минсельхоза и отраслевых союзов разные цели и подходы. Министерство продвигает оптимистические сценарии, поскольку от них зависит общая оценка эффективности работы ведомства. А отраслевые союзы хотят добиться увеличения господдержки и поэтому предупреждают о возможном сокращении производства», – рассуждает директор по развитию компании QBF Маргарита Горшенева. Однако рынок молока, как и любой другой рынок, развивается или стагнирует под действием механизмов спроса, предложения и конкуренции. «Рост цен и сокращение доходов ни- коим образом не стимулируют рост потребления и производства, так что в полном объеме сценарий Минсельхоза реализован быть не может», – говорит она.
Если возможность скорого преодоления молочного кризиса вызывает большие вопросы, то сомнений в распространении молочных суррогатов фактически не остается. РФ продолжает наращивать импорт пальмового масла, которое используется среди прочего и в производстве дешевых заменителей молока. В первом квартале этого года РФ импортировала 233 тыс. т пальмового масла и его фракций, что на 15,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Росстат.