Американская компания Orbital подвергнет российские двигатели жестким тестам на обновленной стартовой площадке на острове Уоллопс. Фото с сайта www.nasa.gov
Авиакосмический салон «Фарнборо» остался без презентации самого нового в мире космодрома Восточный и новейшего российского ракетного двигателя, на котором в июле американцы собираются отправить свой грузовой корабль к Международной космической станции. Впрочем, некоторые российские компании планируют привезти в Фарнборо свои экспозиции.
Госкорпорации решили отправить на один из самых престижных авиасалонов только официальные делегации. Мотивируется это тем, что в прошлом году британская сторона отказалась допускать российские компании к участию в выставке военной техники DSEI-2015, несмотря на своевременную подачу заявок. А в 2014 году участие российской делегации в авиасалоне «Фарнборо» не состоялось из-за отсутствия британских виз у большой части участников из РФ.
Из 17 членов делегации «Рособоронэкспорта» визы получили только пять человек, также не получили права на въезд в Великобританию представители Роскосмоса, Росавиации, госкорпорации «Ростех», корпорации «Иркут», РСК «МиГ», «Вертолетов России», компании «Сухой» и других предприятий.
Участие в такого рода выставках – это необходимая часть бизнеса, уверен член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. «Это статусное мероприятие, и такая компания, как Роскосмос, просто обязана там быть. В мире существуют два самых старых и престижных авиашоу – в Фарнборо и французском Ле Бурже. Печально, что из-за несолидных действий властей Великобритании посетители выставки не увидят интереснейшие экспонаты, связанные с русским и международным космосом. Я уверен, что гвоздем экспозиции стал бы космодром Восточный, представить который как новую международную площадку Роскосмос смог бы с использованием самых современных технологий. Возможно, посетители увидели бы двигатели РД-181, которые в ближайшее время должны вывести на орбиту американскую ракету».
Устроители выставки в Фарнборо подчеркивают на своем сайте, что ожидают «сильное международное присутствие», анонсируют премьеры от национальных павильонов Китая, Бразилии и Австрии, а также первое выступление за пределами США самолета F-35 Joint Strike Fighter. Россию тоже упоминают как важного международного участника, и это неудивительно, ведь наша страна всегда представляет свою продукцию в павильонах, а таких стран всего только около 20. На этом фоне сокращенное участие такого мощного игрока, как Россия, сильно скажется на общем масштабе мероприятия. Кроме Роскосмоса Объединенная авиастроительная корпорация также заявила, что сократит свою экспозицию, исключив из нее военную составляющую. «Ростех» планирует направить в Англию несколько компаний, но не исключил отказ от участия, если санкционное давление усилится и будут проблемы с въездом. «Рособоронэкспорт» также окончательно не определился с объемом своего участия, принимая во внимание препятствия, которые были на прошлой выставке.
Конечно, у международной общественности и специалистов еще будет шанс увидеть российские новинки. Как сообщил «НГ» представитель Роскосмоса Игорь Буренков, объединенный павильон российских предприятий откроется на берлинском авиашоу, которое пройдет с 31 мая по 5 июня 2016 года. Кроме этого, в 2016 году у Роскосмоса будет объединенный стенд на Петербургском международном экономическом форуме 16–18 июня.
«Участие в подобных крупных международных мероприятиях – это серьезные усилия и затраты, поэтому хотелось бы, чтобы организаторы относились к участникам более благожелательно, организуя режим наибольшего благоприятствования», – сказал Буренков.
Представитель Роскосмоса сообщил, что госкорпорация планировала представить в Фарнборо ракеты-носители «Ангара», «Протон», «Союз» (единственную сейчас в мире ракету, которая доставляет на МКС астронавтов и космонавтов). Он подтвердил также, что должен был быть представлен макет первого гражданского космодрома современной России – Восточный. Он не исключил также, что в Фарнборо мог быть представлен двигатель РД-181, который до сих пор не был показан ни на одной выставке.
Пока кипят выставочные страсти, эти самые российские РД-181 впервые устанавливаются на американскую ракету-носитель «Антарес». Как сообщили вчера, ракета доставит грузы к международной космической станции 6 июля.
В 2014 году американцы заключили новый контракт с российским НПО «Энергомаш» на поставку 60 таких двигателей, первые 20 из которых обойдутся американцам в 1 млрд долл. В 2015 году американцы получили четыре двигателя, в 2016 году планируется выпустить еще четыре. «Энергомаш» также поставляет в США двигатели РД-180, которые используются в составе первой ступени ракеты-носителя Atlas-5 консорциума United Launch Alliance.
Конгресс и Минобороны США обеспокоены технологической зависимостью от России. При этом закупки двигателей в РФ частично ставят под сомнение политику антироссийских санкций. Однако оборонная промышленность США пока не может предоставить достойного аналога российским машинам. Если отказаться от них, то, пишет Тодд Хэррисон в Defense One, «в возможностях военных осуществлять запуски появится брешь».