За три года без транспортного налога питерцы смогут сэкономить примерно по 10 тыс. руб. Фото РИА Новости
Правительство Санкт-Петербурга предложило освободить на три года от транспортного налога покупателей продукции отечественного автопрома. Таким образом хотят простимулировать рост производства на автозаводах Северной Пальмиры. Инициативой могут заинтересоваться и в других автопроизводящих регионах России, но эксперты считают, что размер налогового стимула явно недостаточен.
Покупателей автомобилей в Санкт-Петербурге на три года освободят от транспортного налога. Такая мера стимулирования отечественного автопрома одобрена вчера на заседании регионального правительства, передает ТАСС. «В целях стимулирования экономики предлагается освободить физических и юридических лиц от уплаты транспортного налога на три года при покупке автотранспортных средств, произведенных в РФ, а также приобретенных и зарегистрированных в Санкт-Петербурге в 2016 году», – сказал председатель комитета по финансам Алексей Корабельников. Мера начнет применяться, если законопроект благополучно пройдет три чтения в Заксобрании Петербурга.
Юрист журнала «За рулем» Сергей Смирнов пояснил, что инициатива питерского правительства находится в рамках российского законодательства, в соответствии с которым местные власти могут по своему усмотрению регулировать общефедеральные ставки транспортного налога, увеличивая или снижая их, в том числе устанавливая на нулевой отметке. По его словам, «часто варьирование ставок используют для решения экологических проблем, стимулируя приобретение маломощных автомобилей или, наоборот, повышая ставки налога для транспорта с огромными двигателями».
Сегодня жители Северной столицы в соответствии с городским законом о транспортном налоге, принятом в декабре прошлого года, платят по 24 руб. в год за каждую лошадиную силу под их капотом, если их там всего не больше 100. А если у двигателя машины мощность до 150 л.с., то за каждую «лошадь» надо платить уже 35 руб. Например, владелец «Лады Приоры» с бензиновым двигателем мощностью 87 л.с. должен заплатить 2088 руб., но за такую же машину с движком в 123 л.с. – уже 4305 руб. А вот хозяева мощных внедорожников или суперкаров с двигателем за 200 сил платят по 75 руб. за «лошадку».
Идея «налоговых каникул» для покупателей авто не случайно родилась в Санкт-Петербурге. Город на Неве и Ленинградскую область по праву называют российским Детройтом. В 2002 году Ford построил здесь один из первых иностранных автозаводов в новейшей истории страны. В 2007 году открылся завод Toyota, еще через два года – Nissan, потом GM, а в 2010 году – Hyundai.
Однако в последнее время все это огромное автохозяйство, на котором занято значительное количество петербуржцев (2,2 тыс. человек только на одном Hyundai), переживает трудные времена. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб.», в первом квартале 2016 года в Санкт-Петербурге было продано 26,6 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 7% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам продаж за первые четыре месяца 2016 года наибольший спад продаж продемонстрировал Hyundai, объемы реализации марки сократились на 22%.
Тяжелая ситуация с автопромом наблюдается во всей стране. Ассоциация отмечала ранее, что в целом продажи автомобилей в России сейчас находятся на самом низком за последнее десятилетие уровне. Председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер отмечал ранее, что «это, может быть, самый тяжелый в истории период для российского авторынка». Самым правильным действием в столь тяжелом положении он называл помощь государства и любые государственные меры по стимулированию рынка». Похоже, члены правительства Санкт-Петербурга прислушались к АЕБ, и, возможно, питерский опыт захотят использовать и в других регионах, где производят автомобили.
Однако не все уверены в эффективности предложенной питерцами меры для выхода рынка на докризисные позиции. Коммерческий директор «Автоспеццентра» Александр Зиновьев считает, что найденная питерскими властями новая для рынка дополнительная мера стимулирования спроса на автомобили существенно не повлияет на выбор покупателей. «Транспортный налог невелик, и в различных регионах страны колеблется от 2,5 тыс. до 7 тыс. руб., поэтому в крупных городах значимых экономических последствий от данного нововведения быть не может», – говорит Зиновьев. Он отмечает, что скорее это станет приятным поощрением для тех жителей Санкт-Петербурга, кто уже принял решение о покупке авто.