Источник: НАФИ по данным Банка России
На фоне оптимизации здравоохранения в стране растет внутрибольничная смертность, говорится в отчете, который вчера обнародовала Счетная палата. Власти скорее всего попытаются компенсировать сокращение госрасходов на медицину расширением платных медуслуг. При этом Минфин и Центробанк (ЦБ) хотят организовать платную медицину таким образом, чтобы получить доступ к финансовому резерву, которым можно будет распоряжаться. Для этого больше всего подходит система добровольного медицинского страхования (ДМС).
Оптимизация здравоохранения без учета особенностей конкретных регионов приводит к плачевным результатам. Об этом можно судить по отчету за 2015 год, который презентовала вчера Счетная палата. Одной из затронутых в отчете тем стала ситуация с доступностью медицинских услуг в стране.
«Целевые показатели оптимизации не достигнуты, что в ряде субъектов привело к снижению доступности услуг для населения. Так, 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км до ближайшей медицинской организации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачено общественным транспортом, 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному фельдшерско-акушерскому пункту или офису врача общей практики», – сообщается в отчете. Кроме того, «на фоне сокращения почти 30 тыс. коек отмечен рост внутрибольничной летальности на 2,3%», добавляют в Счетной палате.
Ситуация настолько острая, что любая новость даже о временном закрытии поликлиник и больниц в регионах воспринимается крайне болезненно. Например, в одном из поселков Саратовской области недавно перестала работать детская поликлиника, что тут же вызвало недовольство местных жителей. Ведь, как сообщают региональные СМИ, до другой ближайшей поликлиники теперь надо добираться в течение получаса на маршрутном такси. По данным местных информагентств, вчера областной Минздрав уверил жителей, что поликлиника закрылась временно на ремонт.
Возражают против экономии на здравоохранении и сами медработники. Во вторник главврач одной из поселковых больниц в Нижегородской области объявил о длящейся уже шесть суток голодовке, вчера, как уточняют местные СМИ, он ее прекратил. По сообщению информагентств, поводом стало уведомление о скором закрытии больницы из-за финансовых трудностей. В областном Минздраве информацию о закрытии больницы Интерфаксу не подтвердили. В районной администрации при этом жаловались на нехватку средств в областном бюджете.
В условиях бюджетного дефицита власти всех уровней ищут возможность сэкономить. Если говорить о здравоохранении, то в этом случае ожидаемо, что экономия бюджетных средств будет проходить за счет вытеснения бесплатных медуслуг платными. И наиболее удобным способом развития платных медуслуг для финансового блока становится расширение системы ДМС. Недаром и Минфин, и ЦБ проявляют повышенный интерес к этому рынку и к запросам страховщиков.
Так, еще в 2015 году Минфин инициировал подготовку поправок в закон «Об организации страхового дела в РФ» в части ДМС. Проект поправок был размещен на федеральном портале правовой информации. Как следует из аннотации к проекту, ведомство Антона Силуанова предлагает регламентировать порядок осуществления добровольного медицинского страхования. В министерстве поясняют: «В настоящее время на рынке ДМС практически отсутствуют предложения страховщиков, предусматривающие программу, которая не дублирует (полностью или частично), а дополняет программу государственных и территориальных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи». Правда, что именно кроется за этими формулировками – догадаться непросто. Ведь формально под обязательное медстрахование фактически попадает вся необходимая помощь. И тогда возникает вопрос: если ДМС должно дополнять обязательные гарантии, то какое именно случайное ухудшение здоровья, по версии Минфина, может дополнительно покрывать ДМС?
В Минфине объясняли необходимость создания законодательной базы тем, что «у страховщиков отсутствует возможность осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медуслуг застрахованным по ДМС лицам». Другие детали законопроекта в Минфине «НГ» вчера не сообщили. Ожидается, что новый законопроект вступит в силу в декабре текущего года.
Об этом законопроекте сообщал в начале мая на своем сайте также Центробанк: «В настоящее время в рамках плана по реализации Стратегии развития страховой деятельности Минфином совместно с Банком России ведется подготовка законопроекта, направленного на регулирование добровольного медицинского страхования». Упомянутая Стратегия описывала ДМС как способ «привлечения средств для финансирования системы здравоохранения».
Другими словами, для Минфина ДМС может стать удобным инструментом бюджетной экономии, а для ЦБ – способом создать резервы для поддержки финансового рынка. И конечно, они заинтересованы в развитии этого сегмента, как и сами страховщики. Хотя пока что говорить о взрывном росте рынка ДМС не приходится.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), по итогам 2015 года рынок ДМС увеличился в стране почти на 4%. В НАФИ при этом говорят о проблемах, связанных с кризисом: «Основная часть продаж, как и прежде, приходится на корпоративный сектор, в котором происходит если не сокращение персонала, то сокращение издержек, под которое неизбежно попадают и программы ДМС». «Рентабельность данного бизнеса будет оставаться на минимальных значениях», – сказал «НГ» управляющий партнер Аналитического центра НАФИ Павел Самиев.
Вице-президент «Росгосстраха» Евгений Гуревич добавляет, что также компании пытаются оптимизировать свои расходы за счет сокращения некоторых страховых программ: «Например, за счет отказа от таких видов помощи, как стоматология, плановая госпитализация, ведение беременности и родовспоможение». Кроме того, пересматриваются списки лечебных учреждений, в которые могут обращаться застрахованные.
В целом, как говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов, стоимость программ ДМС за прошлый год выросла на 12–15%. «Но так как этот процесс идет параллельно с оптимизацией программ, то в среднем премия на одного застрахованного выросла не так заметно», – поясняет он.
Некоторые представители рынка, однако, уточняют, что со стороны частных лиц спрос на ДМС растет. «Если в 2015 году весь рынок ДМС вырос на 4%, то корпоративный сегмент вырос лишь на 2,4%, в то время как сегмент физических лиц показал рост на 15%», – сообщает Евгений Гуревич. Причин тому, по его мнению, несколько: законодательное закрепление обязанности трудовых мигрантов приобретать полис ДМС; спрос на ДМС со стороны сотрудников тех предприятий, которые исключили этот вид страхования из своего социального пакета.
Опросы подтверждают тенденцию. По данным компании Ipsos Comcon, опросившей почти 13 тыс. россиян, в 2015 году из тех, кто приобрел полис ДМС, каждый четвертый оплачивал его самостоятельно, хотя годом ранее это делал лишь примерно каждый шестой.
Правда, часть экспертов считает, что главный спрос на ДМС будут предъявлять все же корпоративные клиенты. Потому что, по словам вице-президента «Ренессанс страхования» Марины Тихоновой, «как правило, частное лицо, не получившее в должной мере необходимые медуслуги или не удовлетворенное их качеством, предпочитает обращаться в платные клиники». Далеко не сразу человек решается на оформление полиса ДМС.