Вице-премьер Дмитрий Рогозин намерен приспособить Арктику для военных нужд. Фото Марины Лысцевой/ТАСС
На следующей неделе правительственная комиссия по освоению Арктики будет анализировать проекты Северного морского пути. Несмотря на экономический кризис, Россия не оставляет планов северного «ренессанса», которые соседние страны воспринимают как вызов. Внутренние перевозки по Севморпути в прошлом году действительно выросли. Но семикратное падение транзитного грузооборота ставит под вопрос превращение этого маршрута в транспортный коридор глобального значения.
24 мая в Архангельске Госкомиссия по вопросам развития Арктики во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным обсудит проекты, которые реализуются в этом регионе, а также развитие Северного морского пути, сообщило РИА Новости. 10 днями ранее в Вашингтоне состоялась встреча президентов США и Финляндии, а также премьер-министров Норвегии, Дании, Исландии и Швеции, на которой было заявлено, что США и страны Северной Европы нацелены на развитие Арктики как «зоны мира и стабильности». Однако в марте Белый дом сообщал, что США и Канада будут развивать свою программу по развитию Арктики, нацеленную «на противостояние вызовам в изменяющемся арктическом регионе».
Сегодня в русской Арктике наблюдается необычное оживление. Из портов Мурманска, Архангельска и Кандалакши вышли суда с грузами для объектов Минобороны, расположенных на островах Северного Ледовитого океана. Везут в основном стройматериалы для развития военной инфраструктуры. Проводку «грузовиков» в сложных ледовых условиях обеспечивают ледоколы, в том числе и атомные.
На один из островов грузы отвез лихтеровоз «Севморпуть», единственное в мире грузовое судно с атомной силовой установкой. Он стоял на приколе многие годы, и лет 10 назад его хотели даже переплавить «на иголки». Но теперь, после масштабной реконструкции, пригодился и он. За навигацию 2016 года на объекты Северного флота планируется доставить десятки тысяч тонн различных грузов.
Летом 2015 года правительство России утвердило проект комплексного развития Северного морского пути (СМП). Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что за 15 лет, а это срок реализации комплексного плана, грузооборот по СМП может увеличиться в 20 раз и составить более 80 млн т. Грузопоток будет в основном внутренним, связанным с вывозом нефти, сжиженного природного газа, угля и металлов. Транзит из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и в обратном направлении, по оценкам экспертов, не превысит 2 млн т.
Отдельный раздел проекта касается как раз интересов Минобороны. В частности, Дмитрий Рогозин заявлял, что в ближайшее время власти представят проект постройки суперледокола мощностью 130 МВт для СМП, который будет преодолевать лед толщиной более 4 м. Рогозин говорил также о разработке проекта мелкосидящего ледокола, необходимого для проводки судов проекта «Ямал СПГ». Серийные ледоколы мощностью 60 МВт должны ввести в строй в 2017, 2019 и 2020 годах. «Корабелы построят также около 10 дизельных ледоколов мощностью до 20 МВт каждый», – говорил он.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок поясняет, что Россия только восстанавливает свое влияние в Арктике, которое имело место во времена СССР. «В 2011 году здесь опять появилась пограничная охрана, а военную инфраструктуру начали строить в 2014 году. Аэродромы подскока для стратегической авиации будут наполовину восстановлены, а 50% будет новых площадок», – говорит он. По словам эксперта, работа должна быть окончена в 2019 году. Он уверен, что, несмотря на кризис, финансирование программы по Арктике будет осуществляться в полном объеме.
Семикратное падение транзитного грузооборота поставило под вопрос превращение СМП в транспортный коридор глобального значения.
Фото с сайта www.rosatomflot.ru |
Кроме военной инфраструктуры и увеличения объемов перевозок природных ресурсов перспективы региона не так давно связывали и с возможностью наращивания транзитных перевозок по СМП из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Во времена СССР наша зона Арктики была закрыта для иностранных судов не только из-за льдов, но и по соображениям секретности. За последние 20 лет ледяная поверхность Северного Ледовитого океана уменьшилась на 5%, а лед стал тоньше на 40%. Это привело к увеличению времени открытой воды и удлинению периода навигации. В сентябре 2010 года через СМП прошло транзитом из Европы в Китай первое иностранное судно, на следующий год транзитных рейсов было уже три десятка, а в 2013-м – 70.
Выступая осенью прошлого года на Восточном экономическом форуме, президент Владимир Путин поставил задачу сделать Севморпуть конкурентным транспортным коридором глобального значения. «Прошу правительство безусловно продолжать эту работу», – говорил тогда президент.
Но выполнить эту задачу будет непросто на фоне драматического падения объемов транзитных перевозок по Севморпути за последние два года. В 2015 году по трассе прошли всего 18 транзитных рейсов (из них 8 судов под иностранным флагом). Через Суэцкий канал столько проходит в среднем за 9 часов, подсчитал Интерфакс. Эти суда перевезли 40 тыс. т, что в семь раз меньше, чем в 2014 году, и в 30 раз меньше, чем в 2013-м. О серьезной конкуренции традиционному маршруту через Суэцкий канал, через который ежегодно проходит около 15 тыс. кораблей с 1 млрд т грузов, говорить преждевременно.
Интерес наиболее рисковых грузоотправителей к северной трассе в начале 2010-х годов объяснялся просто. Тогда чрезвычайно остро стоял вопрос с пиратством у сомалийских берегов, что сильно играло на руку СМП. Кроме того, есть и географическое конкурентное преимущество: путь через нашу Арктику по открытой воде меньше на несколько дней, 12,8 тыс. морских миль через Суэцкий канал против 5,7 тыс. миль по СМП. А это приносило экономию в нескольких сотен тысяч долларов за рейс одного судна класса «Панамакс». Однако сегодня ставки фрахта находятся на исторических минимумах, пиратам дали отпор военные разных стран, а южный маршрут стал еще более привлекательным, после того как в конце прошлого года Египет запустил вторую нитку Суэцкого канала, что увеличило его пропускную способность.
Несмотря на провал транзита, общий объем перевозок по Северному морскому пути в 2015 году вырос на 45,4% по сравнению с годом предыдущим. Всего было перевезено 5,4 млн т, что приближается к хорошим советским показателям. Для сравнения: в 1987 году по СМП провезли 6 млн т грузов, но в современной России объемы значительно упали, в начале 2010-х эта цифра колебалась около 1,5 млн т.
Но не исключено, что в 2016 году могут упасть не только транзитные перевозки. В 2015 году самый большой прирост, на 50%, показали перевозки угля, однако несколько дней назад Михаил Толстиков, заместитель гендиректора по коммерческой работе Архангельского морского торгового порта, одного из крупнейших на Севере, заявил, что перевозить уголь через Севморпуть стало экономически невыгодно. И поэтому за четыре месяца 2016 года количество отправляемых на экспорт грузов, а львиную долю в них составлял уголь, сократилось на треть. Впрочем, на столько же сократилось количество импортных грузов, что в порту связывают с действием санкций. Однако министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров считает что программа, которая есть у Минтранса и Министерства обороны, будет обеспечивать проход коммерческих судов по Северному морскому пути. «Это обеспечит дополнительные экономические стимулы в целом для перевозок и операторов, которые будут возить грузы, – заявил Интерфаксу Мантуров. – Это, естественно, более выгодно за счет сокращения морского пути».