Для развития системы ГЭС в Карелии власти РФ хотели получить иностранные инвестиции. Фото с сайта www.nord-hydro.ru
В первой половине этого года с высокой вероятностью Новый банк развития (НБР) БРИКС профинансирует российский проект строительства в Карелии малых гидроэлектростанций (ГЭС). Об этом вчера сообщили «НГ» в представительстве банка. Почему этого не произошло раньше – ни в банке, ни в российском правительстве не говорят. Для правительства сложилась неприятная ситуация: страна вносит в капитал банка бюджетные средства, а кредиты получают другие.
Участие РФ в недавно созданном Банке БРИКС, который задумывался как альтернатива Всемирному банку, пока не принесло России ощутимой пользы. Зато пользу ощутили другие страны БРИКС, получившие первые кредиты.
В представительстве Банка БРИКС вчера сообщили «НГ», что «в настоящее время ряд российских проектов проходит процедуру рассмотрения в НБР». В том числе это проекты в области возобновляемой энергетики, предполагающие строительство малых ГЭС в Карелии.
«Проект сооружения ГЭС в Карелии с высокой вероятностью будет профинансирован НБР в ближайшее время, о чем будет сделано соответствующее заявление, – сказали в представительстве. – По окупаемости и экономической эффективности он соответствует лучшим международным стандартам и успешно прошел экспертизу в НБР». «Рассмотрение проектов осуществляется банком на непрерывной основе. Решение о выделении средств для финансирования российского проекта скорее всего будет принято в первой половине текущего года», – уточнили в банке.
Но в воздухе повисает вопрос: почему Россия оказалась единственной в БРИКС страной, которая до сих пор не получила от банка первых кредитов, почему ее заявка все еще рассматривается? В середине апреля стало известно, что банк выдал первый пакет кредитов на 811 млн долл.: Бразилия получила 300 млн долл., Индия – 250 млн долл., ЮАР – 180 млн долл., Китай – 81 млн долл. Все эти деньги выдавались под проекты в сфере возобновляемой энергетики. Россия не получила ничего, хотя заявку она тоже подавала.
Как сообщала на своем официальном сайте «Норд Гидро», «в ноябре 2015 года Новый Банк Развития БРИКС принял к рассмотрению заявку компании на финансирование проекта строительства Белопорожских ГЭС-1 и ГЭС-2». Ранее, в середине 2014 года, компания получила «положительное заключение экспертизы и подтверждение возможности финансирования проектов Белопорожских ГЭС от Международной финансовой корпорации (IFC), являющейся одной из организаций Группы Всемирного Банка». «Однако в связи с введенными санкциями в отношении РФ вся работа по финансированию проектов Белопорожских ГЭС с IFC была приостановлена», – говорится на сайте. В то же время к этим планам присматривался китайский бизнес, и строительство малых ГЭС в Карелии могло стать первым проектом от РФ, финансируемым Банком БРИКС, хвалились в компании.
О некоторых подробностях проекта рассказывал также глава Карелии Александр Худилайнен. Общая стоимость строительства Белопорожских ГЭС в Кемском районе оценивается в 7 млрд руб., завершение строительства ожидается в 2018–2019 годах, передавало его слова РИА Новости.
Надежды пока не оправдываются. Ставший председателем совета управляющих Банка БРИКС, министр финансов Антон Силуанов ранее пояснил, что российский проект по развитию малой энергетики в Карелии в число одобренных не вошел по техническим причинам – передает ТАСС.
Как пояснял в апреле прошлого года Силуанов, «расходы бюджета РФ на взнос в капитал банка предусмотрены как в текущем году, так и в последующие годы, наша доля составляет 2 млрд долл.». Какие именно технические причины помешали вместе со всеми получить финансирование Банка БРИКС? Почему внесенные в капитал банка бюджетные средства РФ пока не приносят отдачи? На эти вопросы в правительстве отвечать не торопятся. Минэнерго советует обратиться за разъяснениями к Минэкономразвития или Минфину. Минэкономразвития перенаправляет к Минфину. А в пресс-службе Минфина вчера рассказали лишь о том, что ждет проект, а не о причинах, почему банк отложил его финансирование на потом: «НБР заканчивает подготовку документации для утверждения первого инфраструктурного проекта на территории РФ. Менеджментом НБР проведена детальная экспертиза проекта, по итогам которой дано положительное заключение о возможности его включения в список первых пяти финансируемых Банком проектов. В настоящее время проект находится в высокой степени готовности, дорабатываются отдельные детали и механизмы его реализации, завершается подготовка документации для ее вынесения на рассмотрение и утверждение на Совете директоров НБР».
Эксперты лишь предполагают, что могло повлиять на решение банка при распределении денег. Первоначальная версия была, что Россия не смогла предложить достойного «зеленого» проекта, потому что слишком мало внимания уделяет возобновляемой энергетике. Об этом писали аналитики Deutsche Welle.
Когда выяснилось, что РФ заявку все же подавала, были высказаны другие версии произошедшего. «Обычно родимые пятна гидропроектов, то, что вызывает негативную реакцию, в том числе по экологическим причинам, – это необходимость затопления пойм, охраняемых территорий или поселений людей», – говорит руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров. По его словам, при рассмотрении российской заявки, может быть, сработал какой-то из этих факторов.
Как считает председатель совета директоров Voltaware Сергей Огороднов, российские «зеленые» проекты могут остаться нереализованными по внутренним и внешнеполитическим причинам. Во-первых, Россия не имеет возможности быстро перейти на возобновляемые источники энергии, так как ее от этого удерживает топливно-энергетический комплекс, в основе которого нефтяная промышленность. Во-вторых, сказывается режим санкций.
«С 2014 года в список секторальных санкций США и Евросоюза попали Внешэкономбанк и Российский фонд прямых инвестиций, совместно с которыми БРИКС должен инвестировать в проекты», – говорит Огороднов. «В ближайшие несколько лет правительство РФ планирует внести в капитал Банка БРИКС 2 млрд долл. – это долгосрочные инвестиции в будущие российские проекты, так как сегодня санкции не дают возможности привлечь в страну иностранный капитал. РФ обладает большим потенциалом в области возобновляемых источников энергии: солнечную энергетику выгодно развивать на Крымском полуострове и Северном Кавказе, ветроэнергетику – в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Сахалинской и Магаданской областях», – говорит эксперт. Однако, как уточняет Огороднов, из-за отсутствия финансирования и субсидий все разработанные российские энергетические проекты остаются только на бумаге.