В кабинете министров пока не намерены форсировать экономические преобразования. Фото с официального сайта правительства РФ
Близкие к власти ученые доказывают, что экономику РФ лучше не трогать, иначе она может развалиться, как в СССР. Эти советы совпадают с курсом правительства Дмитрия Медведева, которое заявляет, что не будет заниматься «форсированными преобразованиями». Вчера на заседании правительства премьер объявил о возвращении к трехлетнему бюджетному планированию. Возврат к такому варианту выглядит странно – особенно на фоне неспособности утвердить реалистичный бюджет на текущий год. Эксперты объясняют происходящее попыткой заговорить кризис перед выборами.
Вчера Дмитрий Медведев подтвердил, что правительство не планирует править бюджет-2016 весной, «а осенью уже новому парламенту предстоит утвердить бюджет на следующий период – на период 2017–2019 годов».
Означает ли это, что правительство и вовсе отказывается от корректировок действующего бюджета – пока не ясно. К тому же, не имея адекватного бюджета на текущий год, правительство вдруг объявило о возврате к трехлетнему планированию. И тут же фактически признало невозможность точных прогнозов.
«К сожалению, точность прогнозирования при нынешних факторах неопределенности в нашей стране оставляет желать лучшего, она не слишком высока, тем не менее все равно прогнозы необходимо делать», – объяснил Медведев. «Но лучше в целом отклониться при составлении прогноза в сторону занижения возможных доходов, чем потом искать дополнительные резервы для балансировки бюджета», – указал премьер. По его словам, сложности в прогнозировании добавляет действие санкций, ограничения в доступе к иностранному капиталу и технологиям и крайне нестабильное положение на рынке углеводородов. Заметим, все те же условия действовали прошлой осенью, когда власти отказались от трехлетнего планирования.
Новый базовый вариант прогноза социально-экономического развития предполагает, что цена барреля российской нефти составит 40 долл. «Есть и другой план на случай куда более пессимистичного развития событий – консервативный вариант прогноза предполагает 25 долл.», – отметил глава кабмина. По его словам, такие установки заставят правительство более критично смотреть на возможности бюджета. «Фронтального сокращения расходов не планируется, мы не собираемся увеличивать налоговую нагрузку на бюджет, но задачи балансировки бюджета, повышения эффективности бюджетной политики остаются ключевыми, и мы будем заниматься ими и дальше», – сказал Медведев.
«В ближайшей среднесрочной перспективе бюджет будет сводиться с дефицитом. При этом расходы должны быть в полной мере обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита. Это и внешние заимствования, и внутренние заимствования, и поступления от приватизации», – перечислил Медведев возможные источники. (Между тем возможность внешних займов и объемы доходов от приватизации вызывают много вопросов.)
Текущая же задача правительства, по словам премьера, – работать над тем, чтобы экономика «вернулась на траекторию роста». Для этого, как считает Медведев, правительству необходимо продолжить курс на замещение импорта, развитие сельского хозяйства и высокотехнологическую промышленность.
Говорить об остановке спада в экономике РФ пока рано – продолжил Медведев уже на совещании по социально-экономическому развитию. «Динамика основных макроэкономических показателей за первые месяцы 2016 года пока очень разноречивая. Точно пока еще трудно говорить об остановке спада, но тем не менее есть целый ряд позитивных вещей», – заявил Медведев. По его словам, среди них «антиинфляционные меры». «В рамках бюджетной политики предпринятые шаги позволили инфляции снизиться. В начале этого года рост потребительских цен был ниже показателей 2015 года», – сказал премьер. Кроме того, наблюдается в целом «стабильная ситуация на рынке труда». «В начале апреля официально зарегистрированных (безработными) лиц – чуть больше миллиона человек», – указал председатель правительства. «Это означает, что в целом ситуация на рынке находится под контролем», – сказал Медведев.
«Статистические итоги первого квартала также лучше, чем ожидали аналитики», – рассказал вчера глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев. И хотя ВВП страны по-прежнему остается в отрицательных значениях, «это уже не то, что было прежде, – 1,4% спада». «Почти приблизился к нулю спад промышленности – минус 0,6%», – добавил министр. «Начиная с 2017 года мы ожидаем восстановления основных факторов экономического роста», – продолжил он. Прогноз МЭР исходит из того, что в 2017 году экспорт вырастет на 0,8%, реальные зарплаты – на 1,2%, розничный товарооборот – на 1,1%, промышленность – на 1,1%, в целом по ВВП – рост 0,8%. А уже в 2019 году промышленное производство вырастет на 2%, экспорт вырастет на 1,7%, рост ВВП составит 2,2%.
Также в следующем году ниже уровней инфляции будут проиндексированы и тарифы на услуги естественных монополий. МЭР предлагает индексировать цены на газ на 3%, тарифы на железнодорожные перевозки – на 4,5%. Более высокий, по словам главы МЭР, рост тарифов будет возможен при переходе к целевому варианту макроэкономического прогноза, «который исходит из проведения активной инвестиционной политики».
А раз ситуация в целом находится под контролем и даже показывает определенные «позитивные сигналы», то и нет смысла в особых антикризисных усилиях. Так, еще во вторник Дмитрий Медведев сообщил, что любое форсирование преобразований в экономике России продлит кризисные явления еще на несколько лет. «Да, стране нужны глубокие структурные реформы. Правительство это прекрасно понимает. Но также понимает, как это сейчас отразится на социальной сфере. Любые форсированные преобразования усилили и продлили бы кризисные явления еще на несколько лет. Реформы за счет людей проводить не будем», – сказал Медведев, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства.
С заявлениями властей согласны и некоторые экономисты. «Критерии успешности политики на ближайшие годы, в моем понимании, – это прежде всего... позитивная динамика частных инвестиций, доступность кредитов, низкая реальная процентная ставка, а значит, низкая инфляция... и диверсификация экспорта», – рассказал вчера ректор Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау. Текущее положение экономики РФ напоминает экономисту состояние СССР во второй половине 1980-х годов. И, по мысли Мау, стране нужно избежать повторения экономической политики того времени. «Один из важнейших конфликтов, с которым мы сейчас сталкиваемся, – все, что способствует росту в краткосрочной перспективе, подрывает основы устойчивого роста в среднесрочной перспективе, и наоборот», - цитировал его ТАСС.
Возвращение же правительства к трехлетнему бюджетному планированию эксперты связывают с появлением у кабмина уверенности в разрешении кризиса. По словам руководителя отдела продаж компании «Солид менеджмент» Сергея Звенигородского, такое государство, как РФ, не может позволить себе иметь только сиюминутные потребности и пути решения проблем. «3–5-летний план создает понятный и ясный горизонт событий для экономики страны и органов власти», – полагает он. Аналитик компании «Финам» Богдан Зварич связывает переход к трехлетнему планированию со снижением волатильности на рынке энергоносителей. «Чем она ниже, тем легче оценивать параметры бюджета на длительный срок», – поясняет эксперт.
По мнению же директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, смена бюджетной политики объясняется в первую очередь предвыборным периодом. «До наступления выборов необходимо создать ощущение, что у нас все хорошо, что все налаживается, вот уже и к трехлетнему бюджету возвращаемся», – считает он. То есть, поясняет Николаев, власти как бы хотят «заговорить кризис». Фундаментально же причин для очередной смены бюджетной политики нет. «Все то, что было полгода назад (когда правительство объявило о переходе на однолетний бюджет. – «НГ»), сохраняется и сегодня: действие санкций, отсутствие реформ, низкие цены на нефть», – перечисляет эксперт. Вполне возможно, рассуждает экономист, что осенью после выборов в случае ухудшения макроэкономических параметров власти вновь объявят о переходе на однолетнее бюджетное планирование.
«Трехлетний бюджет имел бы практический смысл в случае, если бы он представлял собой план проведения необходимых реформ, выраженный в цифрах», – считает гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. В нынешнем положении, когда не решены ключевые вопросы – в частности, о параметрах пенсионной системы, – никто на момент составления трехлетнего бюджета не сможет с уверенностью назвать этот документ именно планом, а не примерным прогнозом. «Понятно желание правительства убедить и себя, и граждан в том, что все плохое уже закончилось, но, думаю, столь оптимистичные выводы чересчур поспешны», – резюмирует он.