Глава Минфина Антон Силуанов сообщил о скорой ликвидации налоговых льгот. Фото РИА Новости
Даже при восстановлении нефтяных цен до 50 долл. за баррель экономика РФ будет испытывать денежный голод еще три года, дефицит бюджета составит 4,5–5% ВВП, предупредил вчера экс-министр финансов Алексей Кудрин. Правительство уже примеряет ежовые рукавицы: Минфин прорабатывает отмену налоговых льгот для экономических агентов. И скорее всего на этом правительство не остановится. Центробанк (ЦБ) тоже не торопится смягчать денежно-кредитную политику.
Сохранение нефтяных цен на текущем уровне не приведет к оздоровлению бюджетной системы. Не поможет и дальнейший рост котировок. «Если цена на нефть сохранится на уровне 41–43 долл. или даже повысится до 50 в течение трех лет, при взятых ранее обязательствах наша бюджетная система будет иметь дефицит около 4,5–5% ВВП», – сказал вчера экс-министр Алексей Кудрин на конференции в Высшей школе экономики.
«Такой дефицит наша система обеспечить не может», – добавил он. Прежде всего мешает режим санкций. Он напомнил, что трата резервных фондов оправданна, если средства идут на перестройку экономики. Пока что, по его словам, переход к новой экономике не произошел.
В правительстве с критикой экс-министра Кудрина не согласились бы. В среду на коллегии Минфина премьер Дмитрий Медведев похвастался, что российская экономика, вопреки мрачным прогнозам, вовсе не «порвана в клочья», бюджетная система прошла проверку на прочность.
Правда, рассуждения об успехах бюджетной политики выглядят неубедительно. Ведь правительство буквально шарахается из стороны в сторону. Семь месяцев назад, когда нефть стоила около 50 долл. за баррель, правительство РФ решило перейти к однолетнему бюджету (см. «НГ» от 10.09.15). Сделано это было для повышения точности прогнозирования и планирования бюджетных трат.
Теперь, когда баррель стоит около 40 долл. и не ясно, какие еще сюрпризы может преподнести нефть, правительство решило вернуться c 2017 года к трехлетнему бюджету. Об этом Медведев объявил во вторник в Госдуме. Обоснование примерно такое же, что и осенью прошлого года: «Это дает нам более четкое видение перспективы». Медведев рассказал депутатам, что «нам удалось избежать корректировки бюджета-2016 в весеннюю сессию». Значит, официальная корректировка бюджета состоится только осенью.
Но сейчас частично заморожено бюджетное финансирование, пенсионеры дожидаются решения о доиндексации пенсий, по многим статьям антикризисного плана не определены ни источники, ни объемы ресурсов. И все эти вопросы предполагалось решить по итогам полугодия – в том числе во время корректировки бюджета. Получается, их теперь отложат до осени?
«Первой задачей Минфина должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2016 года с конечной целью дефицита в объеме 3% ВВП», – сказал вчера Медведев. Бюджетное планирование сейчас переходит в режим ручного управления, и единственная ясная цель – не дать дефициту разрастись. Для этого, как подсчитали в Минфине, нужно сократить незащищенные расходы бюджета на 10%. Минфин получает возможность взять экономику в ежовые рукавицы. Ведомство ищет дополнительные источники доходов и сбрасывает с бюджета балласт.
В частности, оно разрабатывает новую систему налогообложения нефтяного сектора, которая гарантирует устойчивость бюджетных параметров и стабильное развитие отрасли. Глава Минэнерго Александр Новак вчера подтвердил: «Мы видим риск того, что в целях балансировки бюджета могут быть различные изменения налогового законодательства для пополнения бюджета. Это мы видели еще в прошлом году на примере заморозки пошлины на нефть».
Помимо нефтяников, еще одним денежным источником станет игорный бизнес. «Здесь нам необходимо подготовить законопроект, который позволяет обеспечить регулирование этого рынка, сделать его прозрачным и привлечь в казну доходы, которые сегодня скрываются», – цитирует Силуанова Интерфакс.
Сокращение расходов будет происходить за счет замены налоговых льгот адресными субсидиями, нуждаемость в которых предстоит еще доказать. «Наша позиция заключается в постепенном сокращении использования механизма льгот и замене их бюджетным субсидированием экономическим агентам», – пояснил министр. Под «экономическими агентами», судя по всему, понимаются различные предприятия, в том числе, возможно, крупнейшие российские компании и корпорации.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина дала вчера понять, что ожидать смягчения денежно-кредитной политики пока не стоит. Годовая инфляция снизилась до 7,2%, сообщила она на коллегии Минфина. «Но то, что мы сейчас выходим на уровень, привычный до 2014 года, не должно нас расслаблять. И мы не должны терять бдительность, потому что есть риск, что мы застрянем на уровне 6–7%. На мой взгляд, это не тот уровень, который нужен для инвестиционного роста», – пояснила она.
Набиуллина добавила, что неопределенность бюджетной политики – существенный проинфляционный фактор, и чем мягче бюджетная политика, тем жестче денежно-кредитная, и наоборот. Только это пока не подтверждается на практике: Минфин замораживает бюджетные расходы – ЦБ все равно удерживает высокую ключевую ставку.
Как считает аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко, когда Минфин рассуждает об отмене налоговых льгот экономическим агентам, он имеет в виду «агропромышленный комплекс, обрабатывающую промышленность и скорее всего домохозяйства». Директор по развитию бизнеса QBF Маргарита Горшенева продолжает: «Части льгот могут лишиться также нефтяники, и даже не получить взамен ощутимых субсидий».
Эксперты уточняют, что для населения отмена льгот станет наиболее вероятной после выборов. «В первую очередь, на мой взгляд, отмена коснется субсидий на проезд в общественном транспорте», – полагает аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. «Бюджетная экономия коснется сначала непроизводящих слоев, например пенсионеров и детей, а затем может начаться обсуждение зарплаты и налогов бюджетников», – считает Горшенева.
Это косвенно вчера подтвердил и Силуанов. Как следовало из его объяснений, в течение 2017–2019 годов Минфин планирует обеспечить сокращение расходов бюджета на 1% ВВП в год.