Россияне лидируют в европейском киберспорте. Фото Reuters
Индустрия онлайн-игр уже стала локомотивом для многих развивающихся экономик. Крупнейшая в Белорусии компания компьютерных игр стоит около 1,5 млрд долл., что превышает 2% от нынешнего ВВП страны. Россия подобными показателями пока похвастаться не может. Тем не менее Минкомсвязи РФ обещает разработчикам игр господдержку и собирается удвоить оборот отечественного рынка онлайн-игр к 2020 году.
Любителям компьютерных игр мало планшетов, смартфонов и ноутбуков. Вчера в сеть выложили файлы игры Flappy Bird, в которую можно играть на… электронной сигарете. На первый взгляд – это всего лишь бессмысленная забава, если не знать, что компьютерные игры на глазах превращаются в солидный сектор экономики. Новая отрасль растет, несмотря на глобальный кризис. Исследовательская компания DFC Intelligence считает, что в 2018 году видеоигры принесут мировой экономике 98 млрд долл.
Электронный бизнес вырос и в России до таких масштабов, что власти стали обращать на него внимание. Около 30 млн россиян увлечены компьютерными играми, которые уже создают рынок в 50 млрд руб., – считает замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. По его словам, перспективы индустрии компьютерных игр – очень хорошие. «Игры становятся частью медиабизнеса. Скоро не будет четкой границы между играми и фильмами, сериалами или новостями. Идет взаимопроникновение. К 2020 году рынок игр точно может удвоиться», – уверен Волин.
Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова оценивает рынок онлайн-игр менее 0,1% российского ВВП. «В России 92 млн человек пользуются Интернетом, и примерно 64% из них, то есть 59 млн россиян, играют в компьютерные игры, – считает Касьянова. – Из них 30 млн человек тратят деньги на приобретение игр и на внутриигровые покупки».
По итогам 2015 года месячная аудитория компьютерных игроков в России составила более 43 млн человек, при этом платными играми и сервисами пользуются около 22% российских геймеров, следует из материалов исследования Mail.ru Group.
Один из самых успешных игровых проектов на территории СНГ – это белорусская компания Wargaming. По данным SuperData Research, ее общий доход в 2015 году составил немногим более 500 млн долл., а стоимость самой Wargaming агентство Bloomberg оценило в 1,5 млрд долл. Для сравнения: весь белорусский ВВП составляет около 55 млрд долл. Создатель компании Виктор Кислый стал первым долларовым миллиардером в Белоруссии. В середине 2014 года власти Белоруссии наградили его медалью «За трудовые заслуги». На сегодня число клиентов Wargaming составляет более 150 млн человек по всему миру.
Разработчики онлайн-игр уже отработали технологии монетизации своего бизнеса. Дополнительная «примочка» к нарисованному танку может стоить около 2 тыс. руб. И многие геймеры готовы платить за такие дополнительные услуги. Расценки, впрочем, не самые заоблачные. В популярной «стрелялке» Counter-Strike магический кинжал предлагают и за 20 тыс. руб. Известна история с легендарной в прошлом российской игрой «Бойцовский клуб», в «прокачку» героев которой вкладывали десятки тысяч долларов.
На базе популярных игр развивается и бизнес так называемого киберспорта. В прошлые выходные в Варшаве состоялся финал чемпионата мира по World of Tanks с призовым фондом 300 тыс. долл. В соревновании участвовали команды со всего мира, в том числе – впервые в истории турнира – из Бразилии. Тысячи болельщиков следили за происходящим на трибунах варшавской спортивной арены «Торвар», а еще несколько миллионов – смотрели онлайн-трансляцию.
Согласно совместному исследованию PayPal и SuperData Research, Россия является европейским лидером киберспорта как по объемам рынка (35,4 млн долл.), так и по числу участников (2 млн человек). Весь европейский рынок киберспорта оценивается в 300 млн, а мировой – в 895 млн долл.
В октябре 2015 года компания USM Holdings Алишера Усманова объявила о планах вложить более 100 млн долл. в киберспорт. А в октябре нынешнего года еще одна структура бизнесмена ESforce обещает построить в Москве один из самых больших киберстадионов в мире: на строительство арены в 5 тыс. кв. м потратят свыше 5 млн долл.
Советник президента РФ по развитию Интернета Герман Клименко пояснил «НГ», что индустрия могла бы развиваться гораздо быстрее, если бы российские разработчики компьютерных программ, в том числе и игр, были хотя бы в одинаковых условиях с иностранными конкурентами. «Иностранные интернет и IT-компании не облагаются НДС от продажи приложений через интернет-магазины в России, значит, они получают «фору» в 18% перед российскими разработчиками, – говорит Клименко. – Минфин не соглашается убрать этот налог для компьютерщиков, так как считает достаточной поддержку российской IT-индустрии в виде льготы по страховым взносам, которую оценивает в 15 млрд руб. ежегодно. Вторая проблема, которая вытесняет наших разработчиков за границу, – неурегулированность отношений с банками. Платежи в играх могут быть небольшими, по 100–200 руб., а на каждый такой платеж, если он проходит через границу РФ, банк требует обоснование. Наши компьютерщики народ активный, долго заниматься бумажной офлайн-бюрократией они не хотят, поэтому уходят в офшоры вместе с выручкой», – констатирует эксперт. По его словам, даже в Таможенном союзе социальные и страховые взносы существенно ниже, чем у нас, а эти расходы оказываются ключевыми для небольших компаний.