Решить проблемы молочного производства обещает и премьер Дмитрий Медведев. Фото Reuters
В условиях кризиса российский рынок заполняют дешевые пищевые суррогаты и фальсификаты. Подмена натуральных продуктов особенно заметна на рынке молочных продуктов, где доля суррогатов по результатам проверок превышает 80%. Фальсификаты жиров приводят к инфарктам и раку, предупреждают в Россельхознадзоре. Но использование дешевых заменителей очень выгодно бизнесу. Поэтому правительство РФ лишь изображает озабоченность, а на деле вводить ограничения, похоже, не собирается. Ограничить использование суррогатов обещал вице-премьер Аркадий Дворкович девять месяцев назад. Но с тех пор никаких изменений не последовало. Вчера в аппарате правительства «НГ» подтвердили, что чиновники все еще обсуждают эту проблему.В настоящий момент предложения по противодействию фальсификации продукции на продовольственном рынке, в том числе и на молочном, прорабатываются в аппарате правительства совместно с заинтересованными органами власти, сообщили «НГ» в пресс-службе аппарата правительства. Вопрос о новых ограничениях для фальсификата в «НГ» возник потому, что ровно девять месяцев назад в правительстве объявляли, что занялись борьбой с суррогатами.
В июле прошлого года Аркадий Дворкович объявил о возможном введении ограничений по использованию пальмового масла в продуктах питания. «Поручения даны, но они неоднозначны», – указывал он. Есть «разные идеи на эту тему», подчеркивал он. «Кто-то говорит об ужесточении стандартов, кто-то – о прозрачности, об ответственности за нераскрытие информации о содержании пальмового масла в определенных продуктах. Кто-то говорит, что в детских товарах надо запретить», – перечислял вице-премьер.
Возможно, одной из таких идей было озвученное главой Минфина Антоном Силуановым предложение о введении акцизов на пальмовое масло. «Да, мы хотим со второго полугодия ввести. Прорабатываем вопрос о размере», – говорил он в феврале (см. «НГ» от 08.02.16). Минсельхоз предложение Минфина поддержал. За введение акциза высказывался и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Правда, пока в борьбе с фальсификатом власти особо не продвинулись. Так что похоже, что дальше громких заявлений дело и не пойдет. По крайней мере местные проверки никак не подтверждают сокращение фальсификата. 10 из 10 проб молочных продуктов в магазинах Петербурга и Ленинградской области показывают отклонение от нормы, сообщило вчера местное отделение Россельхознадзора.
Но бизнесу выгодна продажа суррогатов. Не случайно бизнес-омбудсмен Борис Титов, по данным СМИ, требует отказаться от идеи введения пищевых акцизов. В обращении уполномоченного говорится, что удорожание пальмового масла приведет к росту цен на товары, в состав которых оно входит. По этой же причине против введения акциза выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но защитники суррогатов есть и в других ведомствах. Именно поэтому никаких ограничительных документов из кабинета министров не выходит уже много месяцев. И это говорит не о безделье чиновников, а об их незаинтересованности. Ведь в случае необходимости министерства могут согласовывать решения в течение нескольких дней. Так было, например, с введением новых акцизов на бензин в 2016 году.
Но в случае с пищевыми суррогатами власти лишь имитируют активность. В марте этого года премьер Дмитрий Медведев в очередной раз поручил правительству разобраться с фальсификатом на молочном рынке в ответ на обращение губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, ранее занимавшего пост министра сельского хозяйства.
Лоббисты пищевиков часто указывают на безвредность суррогатов. Но проблема в том, что в России применяются заменители, которые вообще не используются в пищевой промышленности других стран. «В странах Европы разрешается применять в пищевой промышленности пальмовое масло с перекисным числом (образно говоря, числом вредности) 0,5 миллимоля. Для производства мыла идет масло с числом 2. Для лаков и красок – масло с числом до 4. А в России единый допустимый показатель – 10. Это означает, что и в бытовую химию, в мыло, в молоко, даже в детское питание производители добавляют сырье из одной бочки. Именно в бочках и технических цистернах это масло и завозят в Россию», – сообщала ранее депутат Госдумы Мария Кожевникова. И вернуться к проблеме использования пальмового масла с высоким числом вредности Кожевникова обещала с началом осенней сессии ГД (см. «НГ» от 12.08.15).
В конце ноября 2015 года она стала одним из инициаторов внесения в Госдуму законопроектов, уточняющих ограничения на использование пальмового масла в пищевом производстве. В обосновании к законопроекту «О качестве и безопасности пищевых продуктов» говорилось, что в настоящий момент использование растительных масел и животных жиров при изготовлении пищевой продукции для детского питания регламентируется техрегламентом Таможенного союза. Документом запрещается использование в такой продукции жиров и масел с высоким содержанием насыщенных жирных кислот. Но не детализируется, какие именно растительные масла и животные жиры имеют повышенное содержание насыщенных жирных кислот. «Предлагается внесение изменений… в части установления требований к составу масложировых ингредиентов для детского питания и запрещения прямого использования в производстве пищевой продукции для детей и подростков растительных масел и их фракций с высоким содержанием насыщенных жирных кислот, таких как пальмовое масло, пальмовый стеарин, пальмоядровое масло, пальмоядровый стеарин, кокосовое масло», – говорится в пояснительной записке.
Другой внесенный тогда же депутатом законопроект касался условий транспортировки пальмового масла. Законопроект требовал обязательную промышленную переработку растительных масел и их фракций, ввозимых наливом морским и железнодорожным транспортом и предназначенных для использования в пищевых целях. «Данное требование вводится с целью удаления из пищевых растительных масел остаточных количеств предшествующих грузов», – поясняет автор документа.
Однако пока оба этих законопроекта не подошли даже к первому чтению в парламенте. Предполагалась, что до 21 января текущего года все отзывы и предложения по законопроектам будут направлены в ответственный за них думский комитет по охране здоровья. Но пока никаких движений по документам нет.
В национальном союзе производителей молока «Союзмолоко» промедление связывают с объемом накопившихся поправок. Между тем девальвация рубля активизировала недобросовестных производителей, которые используют растительные жиры для удешевления продукции, а затем некорректно маркируют такую продукцию, выдавая ее за натуральную молочную, напоминают в организации. Согласно расчетам «Союзмолока», сегодня доля такой продукции на рынке составляет около 10%. Схожие оценки в феврале приводил и глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По его оценке, доля фальсифицированной молочной продукции с использованием растительных жиров в России в 2015 году составила 11%. Отметим, осенью 2015 года в ведомстве сообщали, что почти 80% производимых в РФ сыров являются суррогатами.
Главная проблема – снижение доступности продуктов питания для трети населения страны вследствие инфляции и ухудшение ассортимента продукции, утверждает завкафедрой Академии народного хозяйства и госслужбы Эльмира Крылатых.
При этом проблему фальсификата молочной продукции в молочном союзе не связывают с дефицитом молока. «Использование растительных жиров – это способ снизить цену, а распространен он из-за отсутствия сурового наказания», – утверждают молочники. Обман потребителя – некорректное отражение состава – должен караться более жестко, считают в «Союзмолоке».