Фото Reuters
Сегодня активно критикуют центральную власть в связи с экономическим кризисом. Многие ностальгируют по советским временам, вспоминая хорошее и забывая плохое. А плохое-то было. На новый телевизор копили месяцами, на автомобиль – годами, а квартиру ждали иногда десятками лет. И это в относительно приличные застойные времена. А в перестройку вообще все кончилось глобальным дефицитом и талонами на сахар.
После развала СССР, в лихие 90-е, было много бед. Приватизация, бандитизм, крышевание, бомжевание... Однако выжили. И выжили потому, что продолжали созидать. Многие поднялись честно или почти честно. Я лично знаю ряд успешных до сих пор россиян в сфере информационных технологий, поднявшихся практически с нуля. Если бы все были ворами и бандитами, то России уже не было бы. Потому что воры и бандиты ничего не созидают.
Кризис 1998 года нанес по российскому бизнесу колоссальный удар. Многие мелкие предприниматели от него не оправились. Созидание пошло на убыль. Но спасли два ключевых фактора. Первый – появление сильного лидера в лице президента Путина. Второй – высокие цены на углеводороды. Вроде бы жизнь стала лучше – в аспекте потребления. Но не в аспекте созидания.
Любая жизнеспособная система должна производить. И потом уже потреблять за счет произведенного продукта путем купли-продажи, обмена и т.д. Это аксиома экономики. Но зачем производить, если можно потреблять не напрягаясь? А это стало возможным благодаря буму кредитования. Россияне брали в кредит все подряд – от мобильных телефонов до автомобилей. Брали под свои будущие доходы. Вера в крепкий рубль, в незыблемость экономики страны и просто подражательный инстинкт сформировали огромную массу заемщиков, которые сегодня должны банкам более 10 трлн руб.
Ничто не дается даром. Направленность общества на потребление стала постепенно снижать стремление к созиданию. Согласно логике экономических учений, наибольшая норма прибыли должна быть в производстве, где самый тяжелый бизнес, потом в торговле и затем уже – в банковской сфере.
В России же в сытые нулевые все было с точностью до наоборот. Больше всех прибыли получали банки на перепродаже денег. Здесь, кроме офисов и информационных технологий, вообще ничего для бизнеса не нужно. Жирела торговля на перепродаже товаров, но продажа шла в основном не на заработки россиян, а на полученные ими кредитные деньги. И потом, уже в хвосте, тащилось производство, трудное и малоприбыльное. Очевидно, что и люди тянулись к более «дорогим» рабочим местам – банкам, магазинам, предприятиям сферы услуг.
Реальные доходы россиян от созидания чего-либо были гораздо скромнее уровня потребления. Так сформировалось общество потребителей, во многом заменившее собой общество созидателей. Это и есть наша новая реальность. Но потреблять и не созидать вечно нельзя. Когда-то источник потребления иссякнет. Вот он и иссяк, когда обвалились нефтяные цены.
Я полагаю, что выбраться из тупика можно только с помощью обратного перехода от идеологии потребления к идеологии созидания. В знаменитом фильме «Адъютант его превосходительства» в диалоге мальчика Юры с разведчиком Кольцовым выясняется, что для того, чтобы иметь сад, нужно его самому посадить и самому за ним ухаживать. Мы не американцы, которых кормит весь мир. Нас никто кормить не будет. Скорее наоборот: победят, сгонят в резервации и в конце концов уничтожат.
Возврат к идеологии созидания весьма тернист. Люди отвыкли долго и упорно трудиться на результат. Потребители хотят всего и сразу. Мало того, еще и требуют, чтобы все это дало государство. Но государство может дать, когда у него есть, а чтобы было, надо производить.
Последнее, что хотел бы отметить здесь, это неправомерность попытки переложить всю вину за кризис на центральную власть. Никого не заставляли жить не по средствам. Никто не гарантировал (и не может в принципе гарантировать) вечно высоких цен на нефть и обеспечение завышенных затрат. Неправильно, что каждая уборщица (простите, клининг-менеджер) должна ездить на иномарке, отдыхать за границей и носить сумочку за два миллиона. Нужно «по одежке протягивать ножки». Но не все заражены потребительской идеологией. И россияне, сохранившие здравый смысл и живущие по средствам, тоже есть. И их немало.
Вообще в кризис расшатывать государственную лодку – дело глупое и опасное. Оппозиционеров много, но хоть кто-то предложил реальный план? А если плана нет, то даже несовершенная система гораздо лучше совершенного хаоса. Вспомним Великую Октябрьскую революцию и ее гимн: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» Затем был хаос. Была Гражданская война. Где красных и белых было не так уж много, но страдали от их противостояния абсолютно все граждане. Возможно, такой хаос и ждут от нас сейчас наши «злейшие друзья».