Сначала некоторые банки навязывают населению свои услуги, затем к гражданам приходят вышибалы. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Разгул коллекторского криминала вернул страну в 90-е годы. Проявляется это не только в безнаказанности преступников-вышибал, но и в новых формах сепаратизма регионов, которые перестали надеяться на федеральный Центр. Госдума и федеральное правительство уже много лет не способны урегулировать работу коллекторов. Поэтому регионы самостоятельно запрещают у себя деятельность вышибал. Очередная попытка обсудить федеральный закон о коллекторах запланирована на ближайшую пятницу.
На этой неделе Госдума (ГД) должна рассмотреть в первом чтении законопроект о правилах взаимодействия коллекторов с должниками, подготовленный главами двух палат парламента Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко. Как ожидается, сделано это будет на заседании ГД 15 апреля – такую дату ранее назвал глава думского комитета по финансовому рынку Николай Гончар.
Судьба законопроекта Нарышкина–Матвиенко пока туманна. Правительство и финансовые лоббисты уже не первый год спускают на тормозах любые попытки ограничить деятельность долговых вышибал. Еще недавно Дума планировала рассмотреть документ на заседании 25 марта, но затем он был снят с повестки. Николай Гончар объяснял это тем, что помимо указанного законопроекта в ГД находились еще 11 альтернативных проектов, и их тоже нужно изучить.
Напомним, в феврале Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко внесли в Думу законопроект, призванный обеспечить гражданам защиту прав и законных интересов при взыскании долгов. Авторы документа предлагали создать реестр коллекторских организаций – юридических лиц с уставным капиталом не менее 10 млн руб., установить правила общения коллекторов с должниками, за нарушение которых будет штраф в 2 млн руб., и т.д. (см. «НГ» от 18.02.16).
Поводов для написания подобных коллекторских законов было много. Но своеобразной «последней каплей» для властей стал случай в Ульяновске, когда коллектор бросил зажигательную смесь в дом должника и попал в кровать с ребенком. Правда, депутатское возмущение быстро сошло на нет. А очередной антиколлекторский проект снова завяз в Госдуме, как и другие его предшественники.
«Ранее разрабатывалось несколько законопроектов, но, к сожалению, ни один не был принят», – напоминает директор компании «Мой семейный юрист» Алина Дмитриева. Так, по словам эксперта, в ГД уже поступали законопроекты, подготовленные при участии Минэкономразвития, Ассоциации региональных банков РФ. «Проекты законов и поправок, направленных на урегулирование коллекторской деятельности, вносились в Думу и обсуждались давно. С 2011 года их было не менее десятка», – пояснял ранее «НГ» партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин.
Пока депутаты затягивали с принятием нового законопроекта, СМИ продолжали сообщать о коллекторском беспределе. В конце марта стало известно о брянских коллекторах, вымогавших деньги за обслуживание неактивированных кредитных карт. Как передают информагентства, банки навязывали гражданам кредитные карты, звонили по телефону и предлагали их забрать. Некоторые клиенты забирали карту, но не активировали ее. Тем не менее банки выставляли своим несостоявшимся клиентам счета за якобы оказанные услуги. Затем в дело вступали коллекторы.
В начале прошлой недели резонансной стала новость о происшествии в Новосибирской области: коллекторы подвергли сексуальному насилию должницу и избили ее мужа и сына. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин взял под личный контроль расследование.
Постепенно проблема коллекторского криминала перешла на другой уровень: как бы фантастически это ни звучало, она начала угрожать целостности страны. Например, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев потребовал прекратить работу коллекторских агентств в Кузбассе. «Ни один коллектор не имеет права вышибать долги с кузбассовцев с 6 апреля 2016 года. Другого выхода нет. Мы не можем допустить, чтобы наших людей убивали», – заявил он.
Позже на внеочередной сессии Совета народных депутатов Кемеровской области (СНДКО) был принят закон о запрете коллекторской деятельности на территории региона. «Предлагается не запретить вообще. Это сфера экономики, запретить вообще ее невозможно. Мы предлагаем запретить ее до момента, пока на федеральном уровне не будут приняты соответствующие нормативные акты, регламентирующие эту деятельность», – приводит Интерфакс слова председателя комитета СНДКО Алексея Синицына.
Кузбасс в этом вопросе не первопроходец. Как передает РИА Новости, ранее глава Крыма Сергей Аксенов хвалился, что при поддержке Совета Федерации республика смогла добиться запрета на взыскание коллекторами долгов с граждан. Правда, в случае с Крымом речь шла о долгах населения перед украинскими банками. Однако Аксенов не стремился на этом останавливаться.
Такая решительность некоторых регионов заставила заговорить о коллекторах на самом высоком уровне. «Преступную деятельность квазиколлекторов надо прекратить… Надо все-таки исходить из реалий и соображений справедливости. Ведь несправедливо, если у вас возьмут деньги, а потом отдавать не будут. Но беспредел, связанный с нарушением закона, угрозами, насилием – и психологическим, и физическим, – это абсолютно неприемлемо. Сейчас на законодательном уровне эти решения рассматриваются. Надеюсь, что будут приняты эти решения в самое ближайшее время. Обязательно их подтолкнем», – пообещал президент Владимир Путин на медиафоруме в четверг.
Сейчас власти и общество озабочены вопросом, кто больше виноват в сложившейся ситуации: легкомысленные граждане, берущие микрокредиты под огромные проценты и не возвращающие их, микрофинансовые организации и банки, навязывающие свои услуги и торгующие персональными данными, или правоохранительные органы. В субботу в радиоэфире финансовый омбудсмен Павел Медведев обвинил бездействующих полицейских. По его словам, в Ульяновске семья трижды получала в свой адрес угрозы, ходила в полицию, но «трижды полиция не встала со стула». Центробанк же с самого начала открестился от этих проблем, заявив, что он не регулятор рынка коллекторских услуг.
Но такие попытки найти виноватых или переложить ответственность на других не решают саму проблему. На примере с коллекторами видно: бездействие и даже просто медлительность федерального Центра в решении острых социальных проблем чреваты тем, что выстроенная в России вертикаль власти начинает разваливаться. Это напоминает ситуацию конца 90-х годов, когда после объявленного федеральным Центром дефолта региональные власти начали предпринимать «меры экономической самозащиты».
Бывший советник президента и замначальника Аналитического управления кремлевской администрации президента России Эмиль Паин перечислял в своем исследовании признаки сепаратизма: административное регулирование цен на продукты питания и запрет их вывоза за пределы субъекта РФ, приостановка некоторыми регионами перечислений налогов в Москву, учреждение местного банковского пула с вытеснением с рынка столичных кредитных организаций, попытки создать собственный – областной – золотой запас и т.д. (см. «НГ» от 24.08.15). Все эти меры можно назвать «экономическим сепаратизмом». И, как показывает история с коллекторами, регионы вполне способны повторять этот опыт в случае несостоятельности Центра.