На годовом собрании энергокомпании Wintershall обсуждались совместные с Россией проекты. Фото со страницы Wintershall в социальной сети Facebook
Победа того или иного кандидата на президентских выборах в США, казалось бы, должна мало волновать европейские нефтегазовые компании. Однако на самом деле это не так. Европейцы уже сегодня прогнозируют ценовые колебания на газ в зависимсти от победы Дональда Трампа, Хиллари Клинтон или Берни Сандерса. Сценарии сокращения поставок американского сжиженного газа в Европу обсуждали в Германии на годовом собрании компании Wintershall.
На закусочных столах по случаю очередного годового собрания крупнейшей в Германии нефтегазовой компании Wintershall красовались в качестве атрибутов карточные колоды для игры в покер, а главным аттракционом для собравшихся журналистов была игра «Угадай цену на нефть в декабре текущего года». Председатель правления Wintershall Марио Мерен утверждает, что «все определяется только спросом и предложением». И с учетом начавшегося снижения инвестиций в добычу углеводородов можно ожидать к концу года некоторого выравнивания этих показателей. А следовательно, и стабилизации цены.
Понятно, что у журналистов подход скорее спекулятивный. Разброс их оценок находился в пределах 80–28 долл. за бочку. Причем наивысшие прогнозы пришлись на британских журналистов, а низшие – на немецких. Подавляющее большинство российских и арабских журналистов назвали цену в 50 долл. за баррель. Но у нефти существует мировой рынок, чего пока нет у газа, поэтому прогнозы газовых цен не менее сложны.
Мало кому из непосвященных может прийти в голову, что избрание республиканца Дональда Трампа на пост президента США осенью текущего года может привести к ослаблению, а то и к полному прекращению поставок американского сжиженного природного газа (СПГ) на европейский рынок. И дело даже не в низкой ценовой конкурентоспособности американского СПГ, а в изоляционистских настроениях избирателей Трампа, требующих использовать добываемый газ прежде всего для собственных нужд. Для многих неамериканских производителей газа еще более предпочтительной была бы победа демократа Берни Сандерса (если бы ему удалось на нынешних праймериз обойти Хиллари Клинтон). Ведь Сандерс мог бы вообще запретить добычу и сланцевой нефти, и сланцевого газа на территории США из экологических соображений.
Но на сегодня сланцевая революция продолжается, и добываемый нетрадиционный газ будет все шире использоваться для производства СПГ, который составит конкуренцию трубопроводному газу. По словам Тило Виланда, члена правления Wintershall, отвечающего за бизнес в Аргентине, России и Ливии, специалисты Wintershall активно эспериментируют с аргентинским сланцевым газом.
В период же вытеснения угольной генерации из Европы по экологическим соображениям, особенно усиливающегося после Парижских соглашений по климату, выбывающие энергетические мощности в Европе будут замещаться именно газовой генерацией. Это верно по крайней мере для Германии, где, как известно, к 2020 году решено полностью отказаться от атомной энергетики. Возобновляемая энергетика пока такого объема выбывающих мощностей заменить не сможет, и газовая генерация еще долгое время на Европейском континенте будет определяющей для энергоснабжения промышленности и населения.
С учетом падающего собственного производства газа в Европе сооружение трубопровода «Северный поток-2» представляется экспертам Wintershall необходимым. Не секрет, что компания, как и ряд других крупных европейских фирм, вместе с «Газпромом» участвует в сооружении этого газопровода, который и будет принадлежать им на паях. Кстати, именно в этом отличие строящейся новой ветки трубопровода от имеющегося «Северного потока». «Газпром» сделал правильные выводы из критики его монополии со стороны Еврокомиссии. Но совместный бизнес с российским производителем газа не ограничивается для Wintershall только «Северным потоком-2». При новом председателе правления компании Марио Мерене удалось завершить обмен активами с «Газпромом» и начать масштабные немецкие инвестиции в добычу газа в России.
Кассель, Германия