Часть пути из Китая в Корею теперь проходит по территории РФ. Карта Павла Романенко |
Китай открыл регулярный грузовой маршрут из своей северо-восточной провинции в Южную Корею с транзитом через Владивосток. Власти РФ пока ищут разработчиков бизнес-концепции будущего транспортного коридора. А китайцы тем временем объединяют свои проекты «Шелкового пути» на территории РФ.
В прошлую среду китайский поезд с сотней грузовых контейнеров отправился из города Суйфэньхэ в российский порт Владивосток. Из Владивостока контейнеры морским путем «примерно через шесть дней будут доставлены в порт Пусан», сообщает «Синьхуа». Город Пусан – это второй после Сеула город Кореи, который называют морской столицей страны.
Грузовой поезд по новой сухопутно-морской линии будет отправляться еженедельно, объявил комитет по реформам северо-восточной провинции КНР Хэйлунцзян. Административный центр провинции – город Харбин, который был основан русскими в конце XIX века в качестве железнодорожной станции.
Протяженность маршрута Харбин–Суйфэньхэ–Владивосток короче по сравнению с маршрутом Харбин–Далянь, что позволяет сократить время доставки в среднем на два-три дня, сообщил гендиректор транспортной компании из Суйфэньхэ Фань Цзичжун. Срок доставки грузов с северо-востока Китая в Корею сократится до четырех дней, а в Японию – до пяти дней.
Власти провинции Хэйлунцзян уже открыли движение по железнодорожному маршруту, соединяющему Харбин с Москвой и другими городами Европы через Маньчжурию, напоминает «Синьхуа». Таким образом, грузовые контейнеры теперь смогут проследовать из Японии или Кореи через Харбин и Москву в Западную Европу. Этот маршрут – часть экономического коридора Китай–Монголия–Россия. Он воплощает стратегию Китая «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века».
Пока китайцы осваивают транзитный маршрут через Владивосток, российские чиновники обещают найти инвесторов для транспортного коридора «Приморье-1», прямо по которому начали циркулировать китайские грузовые поезда (см. «НГ» от 24.11.15). В конце января глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил ТАСС, что транспортные коридоры в Приморье будут финансировать банк БРИКС, фонд «Шелкового пути», Евразийский и Азиатский банки. Галушка сообщил, что финансово-экономическую модель для этих транспортных коридоров готовят экономисты группы McKinsey.
В конце марта эксперты McKinsey представили свои оценки необходимых инвестиций. Для коридора «Приморье-1», в частности, потребуется около 135 млрд руб. Основная часть этих денег должна пойти на строительство и реконструкцию автодорог. Однако китайцы не торопятся со строительством дорог в России – они пытаются использовать существующую железнодорожную инфраструктуру.
Эксперты McKinsey предсказывают, что грузопоток китайских грузов через порты Приморья к 2030 году достигнет 45 млн т в год. И это увеличит налоговые поступления в бюджет почти на 6 млрд руб. Однако сегодня о миллионах тонн китайских грузов речь не идет. Нетрудно подсчитать, что еженедельный поезд с сотней контейнеров обеспечит грузопоток лишь в четверть миллиона тонн в год в прямом и обратном направлении.
Между тем эксперты не видят противоречий между российскими замыслами и китайскими практическими действиями. «Китайцы фактически подталкивают нас к реализации наших же планов», – считает предправления Российско-китайского центра Сергей Санакоев. По его словам, китайцы готовы строить в России инфраструктуру и дороги, причем за собственные деньги. Пока транзитный грузопоток действительно очень скромный. Но здесь под лежачий камень вода не течет. Потоки грузов будут нарастать по мере освоения этого маршрута, уверен Санакоев.
Однако потенциал роста транзита может оказаться и не столь значительным. Соотношение цен в России и Китае изменилось, что требует переоценки перспектив торговли, считает завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов (см. «НГ» от 24.11.15). К тому же пока китайцы финансируют в основном строительство инфраструктуры на своей территории. «Теоретически Китай мог бы профинансировать коридоры в Приморье, но пока это лишь разговоры», – считает Маслов.