Фискальная нагрузка в России растет по самым разным расчетам. Источник ФБК
Обещания властей заморозить налоги в стране на период кризиса часто так и остаются обещаниями. Уровень налоговой нагрузки в России из года в год увеличивается, показывают расчеты по самым разным методикам. И сегодня фискальная нагрузка заметно выше, чем в прошлый кризис 2009 года, заявили вчера независимые экономисты.
В понедельник премьер Дмитрий Медведев в очередной раз напомнил о политическом решении властей не увеличивать налоги до 2018 года. «Оно (политическое решение. – «НГ») заключается в том, что мы до 2018 года, в рамках полномочий, которые в настоящий момент существуют по Конституции у президента, не будем принимать решений об увеличении налоговой нагрузки», – сказал премьер Дмитрий Медведев на форуме «Единой России».
Премьер, в частности, надеется, что пройти нынешние кризисные времена удастся за счет резервов «в существующей налоговой системе» и оптимизации бюджета. По его словам, Россия в настоящий момент должна следовать принципу «налоговой стабильности».
В свою очередь, президент Владимир Путин на съезде РСПП также заверял собравшихся предпринимателей в том, что российское правительство постоянно думает о возможностях снижения налоговой нагрузки. «Несмотря на известные бюджетные ограничения... хочу, чтобы вы знали, мы постоянно думаем на тему, как снизить фискальную нагрузку, правда, это не шутка», – подчеркивал Владимир Путин. Однако добиться этого решения в текущих условиях трудно. «Но тем не менее мы постоянно это обсуждаем», – заверял глава государства. В свою очередь, и в Минфине подчеркивали, что не являются сторонниками повышения налоговой нагрузки на бизнес. «Мы за 2015 и 2016 годы серьезно работали над сокращением расходной части бюджета… и будем дальше заниматься вопросами консолидации. Налоговая нагрузка за эти два года не повышалась, мы являемся сторонниками неповышения налоговой нагрузки», – подчеркивал глава Минфина Антон Силуанов (см «НГ» от 25.03.16).
Согласно же оценкам независимых экономистов, в России сегодня происходит прямо противоположная ситуация – фискальная нагрузка в стране увеличивается. И она сегодня выше, чем в прошлый кризис. На это, в частности, указал вчера директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, представляя подготовленный для Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) анализ налоговой нагрузки в российской экономике. «Заявления властей о том, что налоговая нагрузка не будет расти до 2018 года, вроде бы должно действовать успокаивающе. Но сегодня необходимо разобраться с тем, что такое вообще налоговая нагрузка и из чего она состоит», – указал эксперт.
К тому же, продолжает управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, в российской налоговой системе сохраняется некоторая неопределенность. «Те же страховые взносы, формально не являющиеся налогами, по сути, являются именно ими», – поясняет он. О том, что различные формально не налоговые сборы и платежи можно относить к налогам, по словам Пепеляева, говорит несколько факторов: обязательность, принудительность, безвозвратность и безвозмездность таких платежей. В результате, продолжает эксперт, в стране сегодня сложилась фактически «параллельная налоговая система», существующая вместе с официальной.
Отметим, в конце 2015 года Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ была проведена ревизия «параллельной налоговой системы», в результате которой насчитали десятки таких платежей. «В целом по отраслям сегодня насчитывается порядка 70 таких квазиналогов, введенных законами и приказами министерств. Объем неналоговой нагрузки на бизнес приближается к 1% ВВП, или свыше 700 млрд руб.», – сообщал председатель ТПП Сергей Катырин.
Под термином «налоговая нагрузка» обычно понимают некую общую характеристику налоговой системы в конкретной стране. Рассчитывается уровень нагрузки по нескольким альтернативным методикам. Методика Всемирного банка (ВБ), в частности, предполагает расчет соотношения суммы налоговых взносов к ВВП. «Однако эта система не учитывает социальные взносы, что, по нашему мнению, неправильно. Формально это не налоги, но они представляют собой нагрузку на бизнес», – уточняет Николаев.
Методика Минфина РФ учитывает налоговые и социальные взносы. «Правда, в этих расчетах, как правило, нет разбивки по видам экономической деятельности», – говорит Игорь Николаев. Другой расчет налоговой нагрузки в РФ представляет Федеральная налоговая служба (ФНС). «ФНС учитывает соотношение суммы налоговых платежей к выручке или обороту», – поясняет экономист. Однако эффективность такого подсчета экономисты оспаривают. «Когда вы соотносите сумму фискальных платежей к выручке, получается, что уровень налоговой нагрузки зависит от материальных затрат», – подчеркивает Игорь Николаев. То есть чем больше у предприятия будут затраты, тем налоговая нагрузка будет меньше, и наоборот, чем меньше затрат – тем больше нагрузка.
Еще один метод оценки налоговой нагрузки был представлен властям на недавнем съезде РСПП. Новый расчет, по мысли экспертов, должен несколько уточнить методику Минфина. Налоговая нагрузка, как считают в РСПП, должна рассчитываться на основе соотношения суммы налоговых платежей, социальных взносов, страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов, но без учета расходов на налоги физических лиц (НДФЛ) к валовой добавленной стоимости (ВДС) за вычетом амортизации.
Примечательно, что все перечисленные методы расчета налоговой нагрузки говорят о том, что она увеличивается. Например, по методике ВБ в прошлый кризис 2009 года налоговая нагрузка составляла 13% к ВВП, уже к 2012 году она возросла до 15,1%. Похожую картину дает и методика Минфина. По данным ведомства Антона Силуанова, в 2009 году фискальная нагрузка составляла 30,9% к ВВП, а по итогам 2014 года она возросла уже до 34,4%. Не совсем корректно говорить о снижении налогового бремени и по расчетам ФНС. Так, в 2009 году соотношение суммы налоговых платежей к обороту составляло 12,4%, но в 2014 году показатель формально снизился до 9,8%. «Однако расчеты 2009 года не учитывали поступления по единому социальному налогу (ЕСН) и страховым взносам в обязательное пенсионное страхование», – объясняет Игорь Николаев.
Выросло фискальное бремя и по расчетам РСПП. В кризис 2009 года налоговая нагрузка составляла 21,4% к ВДС. А к концу 2014 года она выросла до 26,2%. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за этот период также росла неодинаково. По итогам 2014 года наибольшая налоговая нагрузка пришлась на добычу полезных ископаемых – 73,6%, наименьшая – на предприятия сельского хозяйства – 5,2%. И в том и в другом случае нагрузка увеличилась по сравнению с периодом прошлого кризиса. «Стоит также отметить, что в 2014 году Росстат изменил методологию расчета ВДС. В результате чего мы по 2014 году имеем два общих показателя по налоговой нагрузке: 26,2% по старому расчету и 23,4% по новому», – поясняет представитель ФБК. Однако даже с учетом новой методологии Росстата налоговая нагрузка по итогам 2015 года все равно выросла по сравнению с предыдущим периодом – на 0,5 процентных пункта, сообщает Николаев. Если мы хотим, чтобы российская экономика перестала сжиматься, то нужно хотя бы не повышать общую фискальную нагрузку в стране, резюмируют эксперты.