Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг Индекс предпринимательской уверенности учитывает спрос, цены, количество клиентов и численность занятых в сфере услуг. Источник: расчеты Высшей школы экономики
Российский рынок услуг в первом квартале остается в рецессии. Новыми аутсайдерами стали авторемонтные центры, риелторы, стоматологи и владельцы гостиничного бизнеса. Такие данные опубликовал вчера Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). Сфера услуг пятый квартал подряд страдает от низкого спроса. О низком спросе и потере доходов свидетельствует высокая активность ломбардов, которые остаются лидерами в сфере услуг, хотя чуть и снизили темпы роста бизнеса.
В первом квартале 2016 года приостановилось снижение основного индикатора сферы услуг – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). «Этот индикатор остался на рекордно низкой отметке (–9%)», – подчеркивают эксперты ВШЭ. Неблагоприятный деловой климат в сфере услуг сохраняется на протяжении семи кварталов.
Отрицательные значения индекса сегодня сложились в 11 из 14 наблюдаемых видов услуг. «Относительную уверенность сохранили только представители финансового и курортного сегментов – руководители страховых компаний, ломбардов и санаторно-курортных организаций», – замечают эксперты ВШЭ.
В первом квартале 2016 года градус оптимизма чемпионов четвертого квартала 2015 года – руководителей ломбардов – заметно снизился. Значение индекса уверенности в этом сегменте упало на девять процентных пунктов (п.п.), и, хотя оно продолжает оставаться наиболее высоким среди всех видов услуг, прежний впечатляющий разрыв нивелирован. Напомним, что ранее услуги ломбардов были чуть ли не единственным источником роста сферы услуг (см. «НГ» от 01.10.15).
В сегменте туристических услуг в первом квартале наблюдается обратная тенденция: уверенность предпринимателей в этом сегменте выросла и стала сопоставимой с другими видами. Печальную «стабильность» демонстрируют предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, ремонту бытовых изделий и риелторские фирмы. «В данных сегментах двузначные отрицательные значения ИПУ сохраняются на протяжении пяти последних кварталов, и начало текущего года не стало исключением: индикатор опустился до отметок –18, –15 и –15% соответственно», – указывают в Центре конъюнктурных исследований.
Как и прежде, на затяжную рецессию в сфере услуг влияет сокращение платежеспособного спроса со стороны населения и бизнеса. Об этом говорят и данные опросов. Так, в первом квартале 2016 года предприниматели фиксировали продолжение сокращения спроса на свои услуги. И снижается он с той же интенсивностью, что и в конце предыдущего года. «Снижение интереса потребителей к предоставляемым услугам отметила почти треть респондентов (31%), а его рост – только 15%. Низкий спрос на услуги пятый квартал подряд возглавляет рейтинг факторов, ограничивающих деятельность организаций, причем за этот период число предпринимателей, отметивших данную проблему, выросло с 42 до 52%», – замечают эксперты ВШЭ. При этом впервые за все время проведения мониторинга – то есть с 2012 года – сократилась востребованность всех 14 наблюдаемых видов услуг. «Даже в относительно благополучных сегментах сложились отрицательные балансы оценок изменения показателя: –2, –4 и –5% – по санаторно-курортным организациям, ломбардам и страховым компаниям соответственно. Наиболее заметно упал спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей», – фиксируют экономисты.
По словам директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, результаты опросов предпринимателей не принесли явных сюрпризов. «Резких взлетов или падений не продемонстрировал ни один из наблюдаемых сегментов сферы услуг. Наоборот, ситуация в какой-то мере стабилизировалась, особенно по сравнению с экстремальными показателями отдельных видов деятельности в конце 2015 года. В частности, заметно сократился разрыв между лидерами и аутсайдерами – сегментами ломбардного кредитования и туристических услуг», – указывает он.
Сегодня граждане вынуждены экономить и отказываться от некоторых расходов. «В список сокращаемых расходов попадают расходы на отдых, ремонт автотранспорта, затраты на аренду или покупку недвижимости», – перечисляет аналитик компании «Премьер» Алексей Козлов. «Спрос на услуги автотранспорта стабильно падает в условиях сокращения продаж автомобилей и стремления автовладельцев экономить на ремонте и обслуживании своих транспортных средств», – подчеркивает Остапкович.
«Туристическая отрасль переживала перманентный кризис в течение всего 2015 года, в конце которого он еще более обострился после закрытия Египта и Турции. Начало текущего года не сопровождалось новыми неприятностями, и, возможно, по этой причине градус пессимизма респондентов заметно снизился», – полагает он. Неплохо себя чувствуют и бенефициары краха зарубежного туризма – российские санатории, продолжает эксперт. «Пиковый спрос на их услуги в текущем году – это данность, на которую практически не могут повлиять ни качество, ни до определенных пределов стоимость оказываемых услуг», – заявляет он.
Снижение спроса на услуги ростовщиков, по словам Козлова, можно связать с некоторым улучшением ситуации с выдачей новых кредитов. «Кредитные организации проявляют высокую активность, что также уменьшает спрос на услуги ломбардов», – полагает он. «К тому же ломбардный рынок небезграничен. Ломбарды ориентируются на низкодоходные слои населения, имущество которых весьма ограничено», – напоминает доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян.
Рост деловой активности в сегменте ломбардов практически всегда находится в противофазе с ростом доходов домашних хозяйств. «Так, реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются 16 месяцев подряд (с ноября 2014 года). Одновременно (пять кварталов подряд) наблюдается галопирующий рост ИПУ в сегменте ломбардов, которые по данному показателю переместились с пятого места конце 2014 года на первое место в настоящее время», – говорит экономист. Чего, однако, не показали предварительные итоги первого квартала 2016 года. И эксперт пока не связывает эту тенденцию с возможным улучшением доходов населения. «Скорее всего население постепенно научилось обходиться и без ломбардного кредитования. Видимо, домашние хозяйства в начале 2016 года уже полностью перешли на новую избирательно-сберегательную модель потребительского поведения за счет адаптации к происходящим негативным явлениям, связанным с ростом цен и сокращением семейных бюджетов», – подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований.
С такой позицией, правда, не согласны сами ростовщики. «Спрос на услуги ломбардов сегодня не снижается. Скорее он не повышается сейчас так, как он повышался в прошлые кризисы», – уверен президент Лиги ломбардов Михаил Унксов. Возможный тезис, что населению уже нечего нести в ломбарды, эксперт также оспаривает. «Сегодня россияне возвращают до 90% своих залогов», – говорит он. Фактически россияне сегодня используют ломбарды как замену микрофинансовым организациям, где потери минимальны – человек рискует лишь своей заложенной вещью.