Глава РСПП Александр Шохин перечисляет президенту Владимиру Путину основные проблемы предпринимателей. Фото с официального сайта президента РФ
Правительство постоянно думает о снижении фискальной нагрузки, заявил вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) президент Владимир Путин. Правда, уменьшить налоги «по-настоящему» сегодня сложно, поскольку это повлечет сокращение пенсий и расходов на оборону.
Глава государства заверил вчера собравшихся на съезде РСПП предпринимателей в том, что российское правительство думает о возможностях снижения налоговой нагрузки постоянно. «Несмотря на известные бюджетные ограничения... хочу, чтобы вы знали, мы постоянно думаем на тему, как снизить фискальную нагрузку, правда, это не шутка», – подчеркнул Владимир Путин.
Однако добиться этого решения в текущих условиях трудно. «Но тем не менее мы постоянно это обсуждаем», – заверил он.
«Мы прекрасно понимаем, что в условиях, когда есть определенные сложности в экономике, самый верный путь – это снижение фискальной нагрузки и увеличение экономической свободы», – сказал вчера Путин, выступая на съезде РСПП. Однако «есть определенный временной лаг от момента снижения нагрузки и до соответствующего эффекта», отметил он. К тому же, задается вопросом глава государства, что делать с социальными и другими обязательствами государства?
Начинать разговор о снижении налоговой нагрузки можно лишь после того, как правительство определит, в какой сфере в связи с этим придется сокращать расходы. «Принцип справедливости должен определять нашу налоговую и фискальную политику. Мы ввели мораторий на изменение уровня налоговой нагрузки на бизнес до 2018 года... Если Минфин считает, что можно говорить даже о снижении фискальной нагрузки, прекрасно, тогда правительство должно определить, что нужно снять из обязательств государства перед гражданами, что там сократить можно – пенсии, пособия, траты на оборону и безопасность?» – перечислил Путин.
Тем самым глава государства прокомментировал слова главы Минфина Антона Силуанова о том, что ведомство всегда выступало против повышения налогового давления на бизнес. «Но то, что произошло с экономикой и бюджетом, говорит о том, что мы должны подстроить бюджет под новую экономическую ситуацию. Мы за 2015 и 2016 годы серьезно работали над сокращением расходной части бюджета… и будем дальше заниматься вопросами консолидации. Налоговая нагрузка за эти два года не повышалась, мы являемся сторонниками неповышения налоговой нагрузки», – объяснял ранее Силуанов.
Сегодня же, по его словам, вопрос о налоговых изменениях упирается лишь в дефицит бюджета. «Все вопросы о фискальной нагрузке возникают из-за того, что существует дефицит. Будет сокращен бюджетный дефицит – будет снижено давление в виде денежного предложения, будет и снижена дискуссия в отношении налоговой и другой фискальной нагрузки», – пообещал министр.
Кроме прямого снижения налоговой нагрузки есть и другие аспекты, связанные с неналоговой нагрузкой, напомнил вчера президент Путин. «Мы договорились о том, что мы систематизируем всю нагрузку в целом и должны будем понять, какова она и где нужно реально и обоснованно снизить эту нагрузку после систематизации», – сказал он.
Такой систематизации поможет новый закон о контрольно-надзорной деятельности, который в идеале должен снизить административную нагрузку для бизнеса. «Контрольно-надзорная деятельность государства со всеми сопутствующими разрешительными процедурами, экспертизами, лицензированием, сетью подведомственных организаций является наиболее затратной в терминах формальных и неформальных издержек частью взаимодействия бизнеса с государством», – утверждается в докладе экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ) о модернизации контрольных полномочий в РФ. Непосредственно в исполнении надзорных функций занято до 30% всех федеральных госслужащих, отмечают в ВШЭ. А если учитывать также деятельность по выдаче многочисленных разрешений и согласований, то эта оценка возрастает до 80–90% от общего числа федеральных гражданских служащих. Суммарная «стоимость» всей контрольно-надзорной деятельности для российской экономики может составлять, по разным оценкам, от 1,5 до 7,5% ВВП.
В рамках существующих правил контролеры часто пользуются возможностью создавать избыточное и неадекватное давление на выбранные ими компании. «Все это создает ситуацию, при которой нет стимулов обеспечивать безопасность населения, предупреждать нарушения и проводить профилактику в отношении бизнеса; идет раздувание аппарата госконтроля, предприниматель постоянно находится в ситуации неопределенности при проверках контролирующих органов», – утверждают эксперты ВШЭ. И за последние 10 лет мало что было сделано в части снижения требований к деятельности предпринимателей. Не помогла и работа правительственной комиссии по административной реформе, а также утверждение правительством детальных планов мероприятий по совершенствованию разрешительных функций.
По данным открытого правительства, сегодня в РФ действует около 130 видов госконтроля, в рамках которых ежегодно проводится более 2 млн проверок. «И лишь в 15% случаев они действительно соотносятся с возможными рисками», – подчеркивают в открытом правительстве.
Однако в текущем году ситуация может измениться. Ведь президент Путин еще в конце 2015 года поручил правительству разработать законопроект о государственном контроле и надзоре, который должен обеспечить введение риск-ориентированного подхода в деятельности ведомств и органов.
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, чье ведомство курирует подготовку этого законопроекта, сообщил вчера что законопроект «находится в высокой степени готовности». Очень важно, чтобы этот законопроект рассматривала действующая Госдума, «чтобы потом не было по его рассмотрению долгой раскачки… мы готовы внести его в весеннюю сессию», – сообщил вчера Улюкаев. Закон о госконтроле будет внесен в Госдуму до 1 июля, объявил в прошлый вторник министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Хотя и не исключил возможности переноса сроков.
Перед выступлением президента Путина на вчерашнем съезде президент РСПП Александр Шохин перечислил основные проблемы, которые мешают работать бизнесу. Помимо фискальной нагрузки, административного давления и дорогих кредитов предпринимателей волнует непредсказуемость действий властей. По словам Шохина, не все решения властей сегодня понятны бизнесу. «Очевидно, что у предпринимателей должен быть длительный коридор планирования и дополнительные средства для развития», – согласился с ним президент, не развивая дальше эту тему. В то же время глава государства сделал акцент на законопослушность и прозрачность российского бизнеса. «Работать вбелую, как у нас говорят, стало не просто выгодно, а репутация послушного налогоплательщика и предпринимателя начинает служить доказательством привлекательности и устойчивости той или иной структуры или компаний», – заявил он, указав, что количество отечественных компаний, которые работают по прозрачным и цивилизованным правилам, в стране растет. «Бизнес стал и надежным партнером государства в совершенствовании системы подготовки кадров», – продолжил Путин.
Беседа президента с бизнес-сообществом позднее продолжилась уже за закрытыми дверями. И там налоговые проблемы детально уже не обсуждались. «В основном геополитическая ситуация обсуждалась», – рассказал Интерфаксу по итогам встречи Владимира Путина с членами бюро правления РСПП глава ВТБ Андрей Костин. «Нам рассказали геополитические взгляды Российского государства. Экономические вопросы не обсуждались», – подтвердил совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. Столь удивительный поворот встречи объяснил Александр Шохин. «Мы традиционно просим на протяжении последних лет вводить нас в курс дела, что называется, из первых уст, из первых рук. Мы хотели бы получать оценки и геополитической ситуации, и влияния этой геополитической ситуации на бизнес, на наши отношения с Евросоюзом и с США. Сегодняшний день не был исключением. Президент по нашей просьбе дал свои оценки и текущей ситуации, и возможным изменениям в этой геополитической ситуации. Для нас это очень важно – понимать, куда мы движемся, какими темпами движемся», – подчеркнул глава РСПП. «Проблема санкций не обсуждалась», – рассказал Костин. «Проблема санкций – это производное от определенных геополитических отношений, поэтому ее обсуждать самостоятельно достаточно бессмысленно», – уверен он.