Экс-глава МВФ признал, что западные советники не понимали особенностей постсоветской трансформации. Фото Василия Шитова/ТАСС |
Московский экономический форум (МЭФ) собрал вчера критиков «псевдолиберальной» экономической политики в России, принципы которой были подтверждены чиновниками правительства и Центробанка в январе на Гайдаровском форуме. Западные экономические рецепты, как правило, не работают в России и наносят ей только вред. Такой вывод звучал в выступлениях ученых, экономистов и предпринимателей. С ним согласился и экс-глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан, который приехал в РФ для участия в МЭФ.
Оценивая итоги рыночных реформ, которые начались в России 25 лет назад, бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан признал, что западные эксперты не всегда понимали особенности трансформации экономики Советского Союза. По его словам, попытка европейцев перенести свой образ жизни в другую культуру и стала одним из факторов неудачи. При этом он подчеркнул, что у Евросоюза просто не было и нет другой модели функционирования, кроме рынка. А управление рынком – чрезвычайно сложный вопрос, поскольку экономическая теория – это не законы физики. Экономика дает определенную информацию, но реальная жизнь сложнее, чем теоретические изыскания.
Наши представления о сути перехода к рыночной экономике были слишком примитивны, подтвердил на МЭФ академик РАН Александр Некипелов. По его словам, стандартные методы экономической политики приводили не к тем результатам, к которым должны были привести в рыночной экономике. Непонимание важности проблем создания экономических субъектов рыночной экономики, неверное размещение ресурсов, концепция шоковой терапии и градуализма привели к слишком дорогим ошибкам. «Мы потеряли основную часть высокотехнологических производств, решив осуществить трансформацию в шоковом режиме любой ценой. Мы проводили ее в конфликтных условиях, в том числе за счет обнищания населения. Сегодня мы наблюдаем похожую ситуацию», – считает Некипелов.
Некоторые участники форума не только не боятся повторения пройденного, а наоборот предлагают применить сценарий 1998 года. Представитель «Еврохима» Дмитрий Стрежнев заявил, что после того, как в 90-х прошла валютная либерализация и власти ослабили давление на бизнес, «страна зажила». Поэтому он призвал сегодня вернуться к позитивному опыту 90-х и провести изменения по образцу удачной налоговой реформы прошлого века. Кроме того, он призвал уменьшать количество иждивенцев, заставлять людей работать и создавать рабочие места.
Бывший министр финансов Польши Гжегож Колодко рассказал, что залогом успешного развития рынка в его стране стал принцип равнобедренного треугольника, который состоял из «ценностей, социальных институтов и политического курса». Сегодня же он призывает брать в пример не Польшу, а Китай. Четверь века назад российская экономика была сопоставима с китайской, а сегодня она уже меньше почти в шесть раз.
О преимуществах ведения дел в Китае по сравнению с Россией рассказывали многие участники форума. Если в РФ киловатт-час стоит больше пяти рублей, то в Китае почти в четыре раза меньше. В Китае сельхозпроизводители получают кредиты под 1,5–2% годовых, а в России займы малому и среднему бизнесу могут предлагать и за 50% в год.
Сопредседатель МЭФ Константин Бабкин считает причиной успеха Китая вклад государства в развитие инфраструктуры. Он уверен, что ограничения политического характера не являются препятствием для промышленного роста. Около 65% россиян хотят перемен и ждут новую индустриализацию, напомнил Бабкин.
Норвежский экономист Эрик Райнерт считает ключом к решению проблем российской экономики диверсификацию. Он напомнил о двух успешных опытах диверсификации: индустриализации Петра Великого и реформах Сергея Витте. По мнению ученого, свободная торговля уже показала свою ограниченную состоятельность и продолжает демонстрировать ее в Европе. И если коммунизм и капитализм основывались на идее массового производства, то сейчас концепция мира меняется от глобализации к чему-то более сложному. В связи с этим России, считает норвежский экономист, необходимо сформировать свою собственную модель развития, основанную на диверсификации, используя собственные положительные тенденции и опыт.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева предложила свой рецепт оздоровления экономики: надо делать то, что диаметрально противоположно действиям правительства и Центробанка. «Нам необходим дешевый рубль, ключевая ставка 5–6%», – считает Дмитриева. Она призвала отказаться в налоговом стимулировании от квазиплатежей, а в госзаказе от тендеров и перейти к госконтракту на основе цены и сроков.
В завершение дискуссии академик РАН Жорес Алферов призвал «не делать бога из рыночной экономики». Он процитировал Альберта Эйнштейна, который писал о частной собственности на средства производства как источнике капиталистического олигархизма и считал, что неограниченная конкуренция изувечивает личность. Именно такой тип общества, некогда описанный Эйнштейном, наблюдается в современной России, считает академик. Выход он видит в развитии науки и совершенствовании образования, которые дадут гораздо больший эффект и станут импульсом к последовательному прогрессу.