Фото пресс-службы ОНФ РФ
В Москве на ВДНХ вчера открылась самая крупная дискуссионная площадка федерального уровня – форум-выставка «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки». Она объединяет профессионалов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок. В этом году форум-выставка в третий раз пройдет совместно с проектом Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки». Это сотрудничество станет еще одним практическим шагом в поддержке ОНФ усилий президента и правительства Российской Федерации в работе по совершенствованию системы госзакупок через призму общественного контроля.
С подведения итогов работы проекта Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки» в 2016 году начнется первое мероприятие деловой программы – пленарное заседание «Боремся за честные закупки – развиваем Россию!». Большое внимание на нем будет уделено ходу исполнения поручений президента РФ Владимира Путина, направленных на повышение эффективности системы закупок.
В этой связи заслуживает внимания мнение, высказанное на форуме генеральным директором госкорпорации (ГК) «Росатом» Сергеем Кириенко, который призвал постоянно совершенствовать и дорабатывать систему закупок. По его словам, в этой сфере «постоянно придумываются все новые обманные пути», соответственно необходимо постоянно совершенствовать и методологию закупочной деятельности. По оценке экспертов ГК «Росатом», имеет успешный опыт развития системы закупок. За последние семь лет реализации мер, направленных на повышение конкуренции, предотвращение правонарушений и коррупционной деятельности в закупках предприятий атомной отрасли была достигнута экономия в размере 385,5 млрд руб., а объем конкурентных закупок вырос в 30 раз. В это же время количество поставщиков увеличилось с 1000 до 18 500. А это как раз и является конкретным выражением качества системы закупок, в которой получают возможность участвовать не одна или две фирмы, а тысячи.
Учитывая рост портфеля заказов российских атомщиков, ожидается и рост проводимых закупок. Если в 2015 году объем закупок Росатома составил 622,4 млрд руб., то в 2016 году планируются закупки на сумму 734,1 млрд руб. В значительной степени на это влияет активизация зарубежной деятельности российских атомщиков. Объем закупок для зарубежных проектов (Белорусская АЭС, АЭС «Бушер» в Иране, АЭС «Куданкулам» в Индии и АЭС «Ханхикиви» в Финляндии) – 366,2 млрд руб. Это ровно половина всего объема закупочных средств.
Одной из ключевых задач, которую будут обсуждать участники форума, является стимулирование через госзакупки развития предприятий малого и среднего бизнеса (МПС). Пока малому предпринимательству очень тяжело встроиться в сложную систему конкуренции за государственные заказы. Но «луч света» можно уже увидеть и здесь. Тот же Росатом специально расширяет торги для малого бизнеса. Если в 2014 году закупка у мелких и средних частников составляла порядка 70 млрд руб. (13%), то в 2015 году по атомной отрасли показатель составил 14,5% (142,5 млрд руб.). У 21 организации Росатома, которые попадают под действие постановления правительства РФ о расширении доступа субъектов МСП к госзакупкам, этот показатель еще выше – 56,4% (более 28 млрд руб.). В 2016 году под действие постановления правительства РФ попадает уже 46 организаций атомной отрасли, запланированная доля закупок у МСП у них составляет 52,8% от общего объема запланированных закупок (52 млрд руб.).
Открытость и конкурентность госзакупок должны быть еще и подкреплены жесткой системой контроля и обратной связью. В Росатоме, например, это целая арбитражная система, которая рассматривает жалобы поставщиков на нарушения при проведении закупочных процедур. Многие госструктуры создают горячие линии. Очень медленно, постепенно, но и здесь эти инструменты начинают работать. За 2015 год в арбитражные комитеты атомной отрасли поступило 949 жалоб, что на 11% меньше, чем в 2014 году. При общем снижении числа жалоб продолжает снижаться и доля обоснованных. Если в 2014 году снижение было на 2%, то в 2015 году – уже на 11%. Вывод однозначен: система закупок работает лучше, поставщики пользуются процедурами контроля, доверяют им, но самих фактов конфликтов становится меньше. Важно и то, что закупщики готовы признавать свои ошибки, пришло понимание, что это несет значительную экономию средств. Росатом, в частности, сам публично приводит такой пример. Экономический эффект от решений арбитражных комитетов за 6 лет функционирования системы составил 718 млн руб. Это разница между суммой договоров до рассмотрения жалобы и суммой договоров, которые в результате были заключены с поставщиком-победителем по итогам рассмотрения жалоб поставщиков.
Обсуждение имеющихся и поиск новых форм взаимодействия заказчиков и поставщиков пройдет в ближайшие дни в рамках форума, на многочисленных круглых столах, в ходе проведения семинаров, дискуссий, презентаций, а также обучающих мероприятий в формате профессионального лектория.