Некоторые фельдшерские пункты в России работают лишь на бумаге. Фото РИА Новости
Проводимая Минздравом с 2014 года оптимизация здравоохранения вызывает критику граждан и самих врачей. Чтобы накануне выборов приостановить ликвидацию больниц, Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект, который чуть меняет процедуру закрытия медицинских учреждений. Теперь для ликвидации больницы Минздрав должен будет заручиться согласием местной спецкомиссии.
Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект, уточняющий порядок реорганизации и ликвидации медицинских организаций. Соответствующие поправки будут внесены в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Председатель ГД Сергей Нарышкин поддержал инициативу.
Авторы законопроекта, в числе которых депутаты Госдумы Николай Герасименко, Сергей Фургал и член комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, в пояснительной записке к законопроекту указывают, что в условиях реорганизации системы медпомощи общее количество медучреждений продолжает сокращаться. «Это вызывает тревогу и сомнения граждан РФ в возможности улучшения условий для обеспечения качества и доступности медпомощи населению страны», – подчеркивают законотворцы. Как следует из пояснительной записки, число больничных организаций в РФ в 2000 году составляло 10 704, а в 2013 году уже 4398. При этом число центральных районных больниц из имеющихся 1765 в 2000 году к 2013 году сократилось до 206, продолжают в ГД. Тревожную статистику подтверждает и увеличивающееся количество обращений граждан и медработников, указывают они.
Спорные результаты оптимизации здравоохранения сподвигли парламентариев пересмотреть условия по реорганизации и ликвидации медорганизаций в регионах РФ. Согласно отчету Счетной палаты, только за 2014 год в стране ввиду неэффективности было закрыто 35 тыс. коек в стационарах, 76 поликлиник и 306 больниц (см. «НГ» от 30.12.14).
Позднее с критикой реформы выступил и Общероссийский народный фронт (ОНФ). «Фронтовики» назвали реформу провальной, указав, что за время ее проведения численность врачей в стране сократилась на 12 тыс. человек. Численность медработников упала на 90 тыс. «Был уволен каждый 30-й. На плечи оставшихся оптимизация взвалила двойную нагрузку: восьмичасовой рабочий день преобразовался в 12–16-часовой. Уровень совместительства – около 140%», – отмечали в ОНФ.
И если одни критикуют реформу за ее «провальность», то другие эксперты вообще не признают, что можно говорить о какой-либо реформе. «Термин «реформа» появляется в словаре журналистов и бытовом только в 2014 году в связи с резко ускорившимся процессом закрытия медицинских учреждений», – объясняет профессор кафедры управления и экономики здравоохранения Высшей школы экономики (ВШЭ) Василий Власов. Реформы же системы здравоохранения (СЗ) в России фактически не было, продолжает он. «В первую очередь потому, что не были поставлены вопросы о несправедливости этой системы», – указывает он. В частности, следует из представленного им для конференции ВШЭ доклада, изначально предполагалось просто «не раскачивать лодку» в надежде, что дальше все как-нибудь образуется. «И что удастся, не изменяя СЗ, как-нибудь выйти к ее состоянию, когда содержание и функция системы будут соответствовать потребностям людей и доступным средствам», – сообщает эксперт. Этого не произошло. «Поскольку в результате ряда нескоординированных вмешательств, например, требования повысить «зарплату» медицинских работников без увеличения финансирования, в СЗ сформировалась усталость от ожидания выхода из иррационального состояния», – уверен Власов. При этом, следует из доклада, оценка качества работы самих врачей и их квалификации не проводилась, а закрывали именно больницы. «Койки же были совсем нелишними, поэтому в 2013 и 2014 годах были последовательно ограничены возможности госпитализации как через скорую помощь, так и через участкового врача, не говоря уже о самостоятельном приходе нуждающегося больного в приемное отделение», – напоминает профессор ВШЭ.
Новым же законопроектом его авторы предлагают ограничить право субъектов РФ на ликвидацию или реорганизацию медорганизаций. Предлагается, чтобы решение о ликвидации или реорганизации в том или ином населенном пункте медицинской организации не принималось исключительно региональными властями, а с учетом мнения специально созданной для этого комиссии. Правда, выступая против единоличного решения по закрытию той или иной больницы региональными властями, авторы законопроекта тем не менее предлагают решение о формировании комиссии также оставлять за субъектами РФ.
Помимо этого, сообщил вчера в ходе пленарного заседания ГД один из авторов закона Николай Герасименко, решение о закрытии единственной медорганизации в сельском поселении не должно допускаться без учета мнения жителей данного села. В то же время, обратил вчера внимание Сергей Фургал, в законе пока не прописан такой механизм учета мнений граждан. Можно и вовсе не учитывать возражения селян, указывает депутат Николай Коломейцев. Например, рассуждает он, можно объединить несколько лечебных учреждений, одно из которых объявить филиалом и закрыть без учета мнения жителей.
Может оказаться и так, что сохранять будет и нечего. Те же фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), которые должны были заменить собой закрытые в селах местные больницы и поликлиники, зачастую существуют лишь виртуально. «Многие ФАПы существуют только на бумаге, фактически не работают и не имеют даже лицензии на медицинскую деятельность», – замечал директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Только в 2014 году в стране число ФАПов сократилось на 660 единиц. «И 180 офисов врачей общей практики, которые были открыты за год, сокращения не перекрыли», – сообщал Гаврилов.