Российские рабочие могут изменить рынок труда в стране. Фото Виктора Литовкина
Кризис разделит российский рабочий класс на новую высокооплачиваемую элиту и невостребованных работников с недостаточной квалификацией. Такие изменения предсказывает фонд «Общественное мнение», который объявил о существовании шести типов россиян в зависимости от их потребительского поведения и жизненной стратегии. Типы условно названы: «инвестор», «путешественник», «гедонист», «заемщик», «обыватель», «аутсайдер». Подробнее о новой классификации россиян социологи планируют рассказать на конференции в Москве в апреле.
Деление населения на общепринятые социальные или профессиональные группы не всегда отражает реальные изменения в обществе. Представители одного класса могут иметь разные жизненные ориентиры, стили потребительского поведения, стратегии адаптации к кризису.
О новой классификации россиян планируют рассказать на Апрельской конференции Высшей школы экономики специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Будет представлен доклад «Действующие лица российского социума и их антикризисные стратегии», в котором социологи ФОМа Елена Петренко, Екатерина Богомолова, Елена Галицкая и Юлия Кот выделяют шесть типов россиян. Новая классификация была построена на основе общенациональных мегаопросов за март и ноябрь 2015 года. Каждый опрос охватил 60,5 тыс. человек старше 18 лет.
Социологи выясняли не только профессию и достаток респондентов, но и такие детали, как умение пользоваться мобильным телефоном, компьютером и Интернетом, привычка ездить за границу, посещать косметические салоны, фитнес-центры и нанимать домработниц, отношение к кредитам, к инвестированию свободных средств в ценные бумаги. Как поясняется, многое из перечисленного требует от человека не только материального достатка, но и должного уровня личностного развития.
«Инвесторы» – самая малочисленная часть населения, на них приходится лишь 1% всех участников опроса. Большинство из них (57%) вкладывают деньги в ценные бумаги, треть пользуется кредитами. Это материально обеспеченные люди, которые часто нанимают домработниц, путешествуют за границей, занимаются в спортивном клубе и без проблем могут приобрести бытовую технику или даже автомобиль. Основные антикризисные стратегии «инвесторов» – мобилизация семейных ресурсов (продажа имеющихся ценностей, сдача в аренду или обмен квартиры) и миграция. В этой группе в три раза чаще, чем в среднем по выборке, встречаются предприниматели и руководители высшего звена. Три четверти «инвесторов» моложе 45 лет, каждый третий – моложе 30. Как правило, это жители Москвы и Петербурга.
На «путешественников» приходится 13% участников опроса. Они «вкладывают» средства в заграничные поездки. Каждый второй имеет дело с иностранной валютой. Иногда «путешественники» берут кредиты: в течение последних двух-трех лет каждый третий пользовался банковским займом. Некоторые из них (20%) могут позволить себе занятия фитнесом. Чаще всего в этой группе встречаются предприниматели, специалисты, низовые руководители. Среди них много москвичей и петербуржцев.
«Гедонисты» (16% респондентов) готовы отказаться от путешествий, но не от посещения косметических салонов и фитнес-центров. При этом доходы у них значительно ниже, чем у первых двух типов. Каждому второму из них не хватает на покупку крупной бытовой техники, не говоря об автомобиле. Среди «гедонистов» каждый четвертый занимает должность специалиста, каждый пятый – рабочего. «Гедонистов» можно встретить в городах. Многие из них моложе 30 лет.
К «заемщикам» были причислены 19% опрошенных. Подавляющее большинство из них живут в кредит: 81% оформлял в течение последних нескольких лет банковский кредит, 31% – кредит в магазине. Это их ключевая модель потребительского поведения. Более трети «заемщиков» заняты на рабочих должностях, примерно каждый седьмой – служащий или технический специалист. Они обитают и в сельских, и в городских поселениях – «чаще провинциальных, реже столичных», пишут социологи.
Основная антикризисная стратегия «путешественников», «гедонистов» и «заемщиков» – мобилизация профессиональных ресурсов: поиск новой работы или дополнительных заработков.
Больше всего в стране оказалось «обывателей» (44% опрошенных). В этом случае социологи посчитали важным упомянуть, что 45% таких граждан ежедневно пользуются Интернетом, 29% – привыкли работать за компьютером, 21% – водит автомобиль, 22% – нередко расплачиваются пластиковой карточкой. Как следует из исследования, «обыватели» обычно не инвестируют, не путешествуют, не посещают салоны и клубы, не берут кредиты. Адаптация к кризису у них происходит за счет экономии на потреблении. Треть из них проживает в селах, остальные – в городах. Реже всего их можно встретить в столичном регионе. Более трети из них – неработающие пенсионеры.
Наконец, еще один тип – «аутсайдеры» (7% опрошенных). Им, как пишут социологи, «недоступна ни одна из рассматриваемых современных потребительских практик (даже мобильный телефон)». «Чаще всего это происходит не потому, что те или иные практики им не по карману, а из-за того, что в их стиле и образе повседневности нет места этим практикам», – добавляют исследователи. В кризис «аутсайдеры» либо ничего не предпринимают, либо на всем экономят и обращаются за помощью к самым разным адресатам – от родственников до госструктур. Чаще всего они проживают в селе, очень редко – в столичном регионе. Подавляющее большинство (69%) – неработающие пенсионеры.
Такова классификация социологов ФОМа. Конечно, она не бесспорна. Например, вызывает сомнение тезис, что «аутсайдеры» сами не хотят пользоваться благами цивилизации – допустим, мобильным телефоном. Однако логичнее предположить, что многие неработающие пенсионеры все же не могут позволить себе траты на обслуживание мобильного телефона.
Описание менее прогрессивных, с точки зрения исследователей, типов кажется довольно туманным. Из классификации выпадают многие другие стили поведения и жизненные стратегии. Например, к какому типу отнести человека, вкладывающего все свои средства и силы в строительство частного дома? К какой категории можно отнести человека, который тратит все время и деньги на получение второго образования? Куда относится молодой ученый, отказывающий себе во всем ради научной деятельности? Вряд ли их можно назвать «обывателями» или «аутсайдерами».
Но предложенная классификация позволяет выявить в обществе интересные тенденции. Выяснилось, что среди рабочих – 1% «инвесторов» и 9% «путешественников». «Судя по всему, эти категории рабочих – провозвестники грядущих изменений рынка труда и представлений о карьере», – пишут социологи ФОМа. Эти граждане молоды (им от 22 до 32 лет). У них высшее, либо неоконченное высшее, либо среднее специальное образование. Подавляющее большинство из них – мужчины, живущие в крупнейших индустриальных центрах и занятые в высокотехнологичных производствах.
Как считают социологи, текущий экономический кризис может разбить на две неравные части российский рабочий класс. На высококвалифицированную, образованную, высокооплачиваемую элиту со стилями жизни «гедонистов», «путешественников» и даже «инвесторов». И на основную массу рабочих со средней и низкой квалификацией, «которым уже сегодня задерживают зарплату, которые опасаются увольнений» и которые в основном живут в кредит.
В российской экономике, по данным официальной статистики, занято почти 28 млн рабочих. В том числе около 7 млн неквалифицированных рабочих, 9,4 млн – квалифицированных рабочих промпредприятий, строительства, транспорта и связи. Еще 8,7 млн рабочих – операторы или машинисты разнообразных установок и машин. Отдельно статистика учитывает почти 11 млн специалистов средней квалификации, часть которых можно причислить к рабочему классу России.