Заправка полного бака подорожает на 120 рублей – ожидают эксперты Центробанка. Фото Reuters
Предстоящее подорожание бензина из-за повышения акцизов с 1 апреля чиновники оценивают крайне противоречиво. Антимонопольная служба считает возможным прирост цен на 2–3%. В Минфине говорят уже о 7%. А Центробанк ждет подорожания топлива по итогам года на 10,4%. Но все эти прогнозы не учитывают возможную нехватку топлива из-за отказа Минска поставлять в РФ бензин с белорусских нефтеперегонных заводов (НПЗ). Минэнерго РФ уже поручено пересмотреть соглашение с Белоруссией о поставках топлива в РФ. В прошлые годы подобные бензиновые войны с братской республикой приводили к заметному дефициту и подорожанию бензина в РФ.
В своем первом с начала года докладе о денежно-кредитной политике Центробанк РФ предсказал повышение цен на бензин на 10,4%. Это произойдет за счет полного переноса роста акциза в розничную цену топлива. Ранее Минфин, который и был инициатором повышения акцизов, озвучивал гораздо более оптимистичные цифры: сначала глава ведомства Антон Силуанов утверждал, что роста вообще не будет, потом его заместитель признал 7-процентный рост. За счет увеличенных акцизов министерство планирует компенсировать недостачу доходов бюджета от падения нефтяных цен. Ожидается, что увеличение акцизов обеспечит казне доходы в 2016 году в размере около 90 млрд руб.
Закон о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо Госдума приняла 26 февраля. Согласно ему, после 1 апреля с каждого литра дизельного топлива будут взимать на 1 руб. больше, а с бензина – на 2 руб. (например, общее повышение акциза для бензина Евро-5 составит почти 35%).
С 1 января 2016 года акцизы уже повышались, и тоже на 2 руб. Но тогда, по словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, нефтяные компании не стали перекладывать финансовое бремя на плечи конечных потребителей. Со вторым повышением акцизов россияне столкнутся на бензоколонках уже в ближайшее время. Теперь нефтяники, похоже, не хотят трансформировать бюджетные дыры в собственные убытки. Так что платить за повышение акцизов будут все-таки конечные потребители. Алекперов согласен с оценкой ЦБ и тоже предрекает 10-процентный рост розничной цены бензина.
Последний раз дважды за год топливные акцизы повышали в 2013 году – тогда цены на бензин поднялись на 4,8%. ЦБ считает, что в этот раз розничные цены могли бы вырасти даже больше, чем на 10,4%, но их рост будет сдерживаться снижением спроса на внутреннем рынке, то есть за счет того, что россияне будут меньше ездить на своих автомобилях.
Но Центробанк не учитывает в своих расчетах еще один фактор, который может привести пусть и к временному, но значительному повышению цен, – возможную нехватку топлива из-за отказа Минска поставлять в РФ бензин с белорусских НПЗ.
На днях вице-премьер РФ Аркадий Дворкович рекомендовал «Татнефти» и «Газпрому» приостановить поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Правда, позже последовало уточнение, что речь шла всего о двух дочерних компаниях – «Танеко» и «Салаватнефтеоргсинтез», которые резко увеличили поставки прямогонного бензина и других нефтепродуктов в соседнюю республику. Именно поэтому их заподозрили в недоплате налогов и таможенных пошлин и тормознули поставки до выяснения ситуации.
Дворкович вновь вспомнил в связи с этим «дело растворителей» – расследование поставок нефтепродуктов под видом растворителей из Белоруссии в третьи страны в 2011–2012 годах – и поручил Минэнерго до 31 марта представить в правительство предложения по изменению соглашения между Россией и Белоруссией об использовании схемы возврата белорусских нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти. Эти изменения должны уточнить регулярность и равномерность продаж белорусского бензина на российских товарно-сырьевых биржах, сообщает Интерфакс.
Доля белорусских нефтепродуктов на российском рынке не очень большая – по оценкам Минэнерго РФ, она составляет около 3%. Но четкие и равномерные поставки из Белоруссии очень важны для России именно сейчас, поскольку некоторые российские НПЗ находятся в стадии модернизации. Соглашение о ее проведении было подписано еще в 2011 году крупными нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, но на сегодня готова только половина установок, которые должны повысить качество моторного топлива. Уже с 1 января должен был вступить в силу запрет на использование топлива ниже Евро-5, но это решение отложили на неопределенное время, потому что оно привело бы к дефициту бензина и тогда 10-процентным ростом цен не обошлось бы.
На прошлой неделе на встрече с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым глава ЛУКОЙЛа сообщил, что к середине года нефтяная компания полностью завершит программу модернизации НПЗ. А «Роснефть» в конце прошлого года официально сообщила о завершении «комплекса технико-технологических мероприятий», которые позволили перейти на выпуск для российского рынка только моторного топлива класса 5.