Неопределенность параметров бюджета помешала главе Центробанка Эльвире Набиуллиной снизить ключевую ставку. Фото РИА Новости
Центробанк сохраняет высокую ключевую ставку, несмотря на явное замедление инфляции. Нынешняя ставка в 11% годовых была установлена в августе прошлого года, когда цены росли примерно на 12% в год. Сегодня официальная инфляция снизилась в полтора раза и стала ниже 8%, но ставку ЦБ снижать не хочет. Отрыв ставки от текущей инфляции никогда еще не был таким большим, указывают в правительстве. Но в ЦБ этих аргументов не слышат. Сохранение экономической удавки у Набиуллиной объясняют, в частности, «рисками» повышения зарплат и пенсий.
Центробанк сохраняет высокую ключевую ставку на фоне очевидного снижения темпов прироста потребительских цен. Так, уровень годовой инфляции в РФ снизился с 15% в ноябре 2015 года до 8,1% в феврале 2016 года. В середине марта годовой уровень инфляции был даже ниже 8%. Но ЦБ держит ставку в 11%, которая была установлена еще летом прошлого года при годовой инфляции в 11,6%.
И такой разрыв между текущим уровнем инфляции и ключевой ставкой уже вызывает опасения в кабинете министров. Так, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что ключевая ставка ЦБ в настоящий момент уже выполнила функцию обеспечения финансовой стабильности, и, так как ее уровень значительно превышает текущую инфляцию в годовом выражении, ее нужно снизить, чтобы стимулировать экономический рост в стране. Он напоминает, что начиная с января 2013 года за последние 39 месяцев только один раз ключевая ставка была настолько выше уровня инфляции – в декабре 2014 года. «С тех пор и до этого, и после этого процентная ставка была либо ниже инфляции, либо чуть-чуть выше. Но никогда не была с таким большим разрывом, как сегодня. Поэтому я глубоко убежден, что свои функции обеспечения финансовой стабильности экстремально высокая ставка успешно исполнила. И сейчас нужно думать о соотношении между рисками по инфляции и рисками по экономическому росту», – сказал Улюкаев в интервью программе «Вести с Сергеем Брилевым».
Чтобы процентные ставки оставались устойчиво низкими, необходимо вначале добиться устойчиво низких потребительских цен и снизить инфляционные ожидания, объясняет Эльвира Набиуллина свои парадоксальные решения.
«Мы в конце года прогнозировали, что может быть снижение ставки на одном из трех ближайших заседаний. Но изменение внешних условий повысило инфляционные риски», – объявила она. «Повышение ставок было бы нежелательно... Мы бы хотели этого избежать, я думаю, что и вся экономика хочет этого избежать», – сказала Набиуллина. Она подчеркнула, что главной задачей Центробанка является достижение к концу 2017 года цели по инфляции. Отметим, по прогнозу ЦБ, с учетом принятого решения годовая инфляция составит менее 6% в марте 2017 года и достигнет целевого уровня 4% в конце 2017 года.
Свое решение сохранить ставку в 11% в ЦБ объясняют сложной макроэкономической ситуацией. «Несмотря на некоторую стабилизацию на финансовых и товарных рынках и замедление инфляции, инфляционные риски остаются высокими.
Они связаны с конъюнктурой нефтяного рынка, сохранением инфляционных ожиданий на высоком уровне, неопределенностью отдельных параметров бюджета», – говорится в опубликованном в пятницу докладе ЦБ о денежно-кредитной политике.
В Центробанке надеются снизить годовую инфляцию до 4% к концу 2017 года. Фото Льва Исраеляна |
Так, несмотря на некоторое повышение цен на нефть, ЦБ закладывает в свой обновленный макропрогноз довольно пессимистичные параметры. В базовом сценарии стоимость нефти марки Urals на ближайшую трехлетку составит 30–40 долл. за баррель и 25 долл. за баррель в рисковом сценарии. В ЦБ также убеждены, что на ближайшие годы сохранится избыток предложения, что не позволит ценам на нефть вырасти до прежних уровней. Ухудшил ЦБ и свои ожидания по инфляции и ВВП. В текущем году регулятор ждет 6–7-процентного роста потребительских цен против 5,5–6,5% в прошлом прогнозе. В этом году ВВП страны просядет на 1,3–1,5% по сравнению с 0,5–1% в прошлом прогнозе.
Недавнее укрепление рубля в ЦБ также не считают долгосрочным позитивным трендом. «Мы не убеждены, что это тренд пока, так как те факторы, которые влияют сейчас на курс, могут быть в ближайшее время достаточно волатильны, поэтому пока не видим здесь устойчивого тренда. Будем смотреть и, если сформируется устойчивый тренд, будем соответственно действовать», – замечает Набиуллина.
Ранее в ЦБ предлагали вообще не обращать внимания на динамику курса валют. «Есть привычка (у россиян) смотреть за курсом и свои сбережения мерить иногда в валюте. Но, мне кажется, происходит постепенная адаптация сознания у многих граждан», – говорила Эльвира Набиуллина в декабре 2015 года. В частности, она указывала, что для россиян куда важнее рост цен, чем курс доллара: «Люди зарабатывают в рублях. И в основном тратят деньги в России на товары, цены на которые выражены в рублях. Поэтому показатель инфляции, на мой взгляд, имеет гораздо большее значение и большую важность в жизни каждого человека» (см. «НГ» от 15.12.15).
В первую очередь, по оценке самого ЦБ, на сохранение ставки на текущем уровне оказывает влияние ситуация с российским бюджетом. «Неопределенность в отношении отдельных параметров бюджетной политики – в частности, по вопросу дополнительной индексации пенсий и зарплат. Этот источник рисков, возможно, наиболее важный», – заявила Эльвира Набиуллина. К тому же отсутствие мер по снижению бюджетного дефицита может являться источником дополнительного инфляционного давления. «Соответственно для сдерживания инфляционных рисков потребуется проведение более жесткой денежно-кредитной политики», – говорится в докладе ЦБ.
На этот фактор указывают и опрошенные «НГ» эксперты. «С одной стороны, когда инфляция снижается, формально есть повод понизить и ключевую ставку, что, в свою очередь, приведет и к укреплению рубля. Однако в данном случае на решение ЦБ повлияли другие причины», – говорит завкафедрой экономики и финансов Академии народного хозяйства и госслужбы Алла Дворецкая. В частности, указывает эксперт, можно предположить, что основным фактором сохранения ставки стала неопределенность в бюджете. «Не видя очевидных сигналов по параметрам бюджета, ЦБ сохраняет ставку и тем самым дает понять, что примет решение, когда такая определенность появится», – считает Дворецкая.
В текущих условиях уровень ключевой ставки вполне мог бы быть снижен на 0,5 процентных пункта, продолжает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. Однако он сомневается в текущем замедлении инфляции. «У нас сегодня инфляция технически замедляется по одной причине – в стране растет бедность. Мы сейчас не индексируем зарплаты, не повышаем зарплаты по госсектору», – объясняет эксперт. Сомневается Солодков и в том, что за счет сохранения ставки ЦБ намерен добиться укрепления рубля. «У Центробанка нет цели укрепить рубль. Нынешний курс рубля ЦБ в принципе устраивает», – уверен он.
Есть и другие объяснения парадоксальной политики ЦБ: не исключено, что Эльвира Набиуллина добивается временного укрепления рубля ради меньших затрат на пополнение валютных резервов.