Иран готов нарастить добычу нефти в полтора раза. Фото с сайта www.iooc.co.ir
Надежды на восстановление нефтяных цен в ближайшие месяцы могут не оправдаться. Вчера баррель нефти Brent вновь опустился ниже 40 долл. на слухах об отмене мартовской встречи представителей стран-экспортеров в Москве. Предыдущее подорожание нефти с 30 до 40 долл. во многом было связано с дипломатией главы Минэнерго Александра Новака, которая создавала ожидания скорого сокращения добычи нефти.
Александр Валентинович Новак лично занимался и занимается проработкой вопросов, связанных со стабилизацией мирового рынка энергоносителей, заявил в начале марта на встрече с российскими нефтяниками президент Владимир Путин.
В середине февраля Россия договорилась с Саудовской Аравией, Катаром и Венесуэлой сохранить добычу нефти в 2016 году на уровне января при условии, что эту инициативу поддержат и другие страны ОПЕК, в том числе Иран. На фоне подготовки и обсуждения этой договоренности о заморозке добычи цена барреля поднялась с 30 до 41 долл.
До вчерашнего дня цена нефти держалась выше 40 долл., в том числе благодаря и ожиданиям скорой встречи в Москве представителей ключевых экспортеров черного золота. Впрочем, представители стран-экспортеров официально никогда не подтверждали ни дату, ни место встречи. «Продолжаются консультации между странами, в том числе и по дате проведения, и по месту проведения встречи, – объяснял Новак в начале марта в эфире телеканала «Россия 24». – Конкретная дата на сегодняшний день не определена. Звучат пока предложения – в период с 20 марта по 1 апреля. Звучат разные источники о месте проведения встречи. Рассматривается вариант и в Дохе, и в Вене, и в России. Пока окончательное решение не принято».
Вчера же стало известно, что встреча экспортеров в марте не состоится. Страны ОПЕК и государства, не входящие в картель, могут провести встречу, посвященную заморозке добычи нефти для поддержания цен на черное золото, в середине апреля в Дохе, сообщили вчера агентству Reuters три источника в ОПЕК. Время и место встречи остаются предметом дискуссий, будоражащих мировые рынки. Ряд потенциальных участников переговоров сообщили, что встреча может пройти 20 марта в России, однако осведомленные источники в конце прошлой недели усомнились в этом, объясняет Reuters.
Поддержать нефтяные цены должен был и вчерашний визит Александра Новака в Тегеран. В идеале иранские представители могли бы публично заявить о возможном участии в соглашении о заморозке добычи – пусть и с некоторыми особыми условиями. Однако Иран настаивает на восстановлении досанкционного уровня экспорта и добычи, что во многом делает российско-саудовские соглашения о заморозке бессмысленными.
«В конце февраля добыча нефти в США сократилась до 9,1 млн барр. в сутки по сравнению с максимальным уровнем 9,6 млн в июне прошлого года», – констатирует старший научный сотрудник Центра развития Сергей Пухов. При этом даже такое заметное снижение добычи никак не повлияло на нефтяные цены. Уже сейчас сокращение добычи нефти в США компенсируется ростом добычи в Иране, объясняет Пухов. В марте экспорт иранской нефти вырос до 1,8 млн барр. в сутки благодаря увеличению поставок в Европу. По официальным планам, в следующем году Иран собирается увеличить добычу нефти с нынешних 2,8 до 4 млн барр. в сутки. «Ведущие американские производители сланцевой нефти готовы наращивать добычу в случае превышения нефтяных цен выше 40 долл.», – напоминает эксперт.
Иран может наращивать добычу нефти в рамках договоренностей крупнейших производителей, направленных на стабилизацию рынка нефти, заявил Александр Новак в понедельник в Тегеране. «Крупнейшие производители нефти должны координироваться друг с другом. Однако, так как Иран сократил добычу во время санкций, мы полностью понимаем желание Ирана увеличить добычу и восстановить свою долю на мировом рынке», – сказал Новак, которого цитирует иранское агентство Shana. По его словам, «Иран может иметь эксклюзивный путь по наращиванию добычи».
При этом, по словам Новака, соглашение стран – производителей нефти о заморозке добычи необходимо, несмотря на текущий рост цен на нефть. «Последние несколько недель цена достаточно серьезно подросла. И это не единственный фактор, но в том числе результат того, что рынок положительно отреагировал на договоренности, которые предварительно были достигнуты в Дохе между четырьмя странами, и на те консультации, которые идут на сегодняшний день с другими странами», – объяснил министр. По словам российского министра, большинство стран – экспортеров нефти публично присоединилось к данной инициативе, и она может работать без подключения к нему Ирана. На фоне этих заявлений нефтяные цены потеряли вчера почти 3%.