В российской промышленности продолжается спад. Фото Reuters
В ближайшие недели правительству предстоит пересчитать весь бюджет-2016 на основе реальных нефтяных цен и правдоподобных макроэкономических показателей за первый квартал 2016 года. Никаких признаков экономического роста, на который надеялись наши министры, пока не просматривается. Некоторый оптимизм можно найти только в том, что нынешний кризис отличается более плавным падением инвестиций и промышленного производства, чем это было в 2009 году.
Текущий кризис российская промышленность проходит гораздо мягче, чем в 2009 году. Объем выпуска продукции снизился «лишь» на 3,4% против 9% в 2009 году. Показатели инвестиционного спада еще не измеряются двузначными процентами, как в 2009 году. Такой вывод опубликовали в конце прошлой недели эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Финансовое положение предприятий в кризис 2009 года резко ухудшилось, тогда как сегодня средняя рентабельность и платежеспособность в промышленности даже несколько выросли. При этом в обрабатывающей промышленности снижение выпуска и инвестиций было заметнее, а улучшения показателей финансового состояния практически не произошло.
Последние данные Росстата показывают, что промышленное производство снизилось в январе на 2,7% к январю прошлого года и на 9,7% по сравнению с декабрем 2015 года. Правда, с поправкой на сезонность ситуация выглядит лучше. Уровень выпуска по сравнению с декабрем увеличился на 0,4% (сезонность устранена), при этом по сравнению с соответствующим месяцем предшествующего года индекс промпроизводства подрос в январе до 97,3% против 94,5% в декабре, сообщают в ЦМАКПе.
По отдельным видам продукции в январе продолжался слабый рост производства. Так, в нефтедобыче наблюдался прирост в 0,3% за январь к декабрю. Прекратилось и наметившееся в конце прошлого года снижение добычи газа. Выпуск пищевых производств увеличился на 1,1% к декабрю. Здесь основной позитивный вклад внесло наращивание объемов производства мяса и плодоовощной продукции. В прошлом году повышение уровня рентабельности отмечено во всех основных группах производства. Наиболее существенно рентабельность выросла в сырьевых отраслях из-за девальвационных доходов. В конечных отраслях улучшение было заметно слабее. При этом в машиностроении, испытавшем резкое снижение спроса, рентабельность осталась на крайне низком уровне, отмечают в ЦМАКПе. Рост прибыли привел к некоторому снижению долговой нагрузки во многих видах деятельности. Однако в инвестиционном комплексе, который страдает из-за сокращения спроса, возможности обслуживания накопленного долга практически отсутствуют, считают эксперты. Увеличение просроченного долга перед банками сконцентрировано в небольшом числе секторов, главным образом это наиболее пострадавшие в условиях кризиса строительство и производство стройматериалов.
По расчетам ЦМАКПа, в январе произошло некоторое оживление в инвестиционной сфере, правда, основано оно было на локальных факторах. В январе произошел отскок индекса инвестиционной активности, который вырос на 1,9% после снижения в декабре на 3,5%. Основной вклад в приостановку спада внесло резкое наращивание импорта машин и оборудования – при сохранении спада производства машин и стройматериалов внутри страны. По всей видимости, в январе мы наблюдали закупки импортного оборудования впрок, накануне новой волны ослабления рубля, отмечают в ЦМАКПе. И это обстоятельство не дает оснований для надежд на продолжение восстановления инвестиций в следующие месяцы.
Свертывание инвестиционной активности в прошлом году было зафиксировано в подавляющем числе производств. Оно произошло даже в инвестиционно привлекательном агропроме – сегменте, защищенном с 2014 года «контрсанкциями», замечают экономисты. Наращивание импортозамещающих инвестиций наблюдается лишь в химическом комплексе и производстве электрооборудования.
Таким образом, базовые исходные данные для пересчета бюджета-2016 окажутся значительно хуже, чем представляло правительство в конце прошлого года: экономического оживления в стране пока не видно, а среднегодовые нефтяные цены будут процентов на 20 ниже, чем ожидалось.