Работающие на экспорт предприятия чувствуют себя относительно благополучно. Фото Reuters
Остановить экономический спад в РФ пока не удается. Опросы промышленников говорят об ухудшении делового климата в феврале. Предприятия отказываются от инвестиций и сокращают персонал из-за высоких рисков и растущей неопределенности. Рост выпуска наблюдается лишь на каждом шестом предприятии. А около 20–22% промпредприятий балансируют на грани банкротства. Такие данные представили вчера эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ).
«В январе 2016 года макроэкономическая ситуация характеризовалась продолжением спада экономической активности. ВВП со снятой сезонностью по отношению к предыдущему месяцу снизился на 0,2% против снижения на 0,1% в декабре 2015 года. Годовая динамика ВВП улучшилась в результате низкой базы прошлого года. Спад ВВП в январе к соответствующему периоду прошлого года составил 3,1% против 3,8% в декабре», – сообщили вчера аналитики Внешэкономбанка.
Продолжался экономический спад, судя по всему, и в феврале. Об этом говорят опубликованные вчера результаты опросов руководителей 3 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. Ведущими причинами ухудшения ситуации промышленники называют растущую неопределенность, слабый спрос, недостаток финансовых ресурсов и высокую налоговую нагрузку.
Январские и февральские опросы показывают, что неопределенность стала тем фактором, который продолжает усиливать свое негативное давление на бизнес, говорят в Центре конъюнктурных исследований ВШЭ. О негативном влиянии растущей неопределенности в феврале сообщил 51% респондентов. На недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны указали 48% респондентов. О «недостатке финансовых средств» и «высоком уровне налогообложения» сообщили соответственно 38 и 35% промышленников. Организаторы опросов напоминают, что два года назад на «неопределенность экономической ситуации в стране» жаловались лишь 31% респондентов.
Фактор неопределенности резко снижает инвестиционную и модернизационную активность предпринимателей, особенно в частном бизнесе. В период неопределенности частный бизнес стремится уйти от рисков, не делать долгосрочных вложений, ограничивать занятость и инвестиции в обновление основных фондов, а также сузить горизонты стратегического планирования для предприятий максимум до одного года.
Сокращение занятости подтверждается не только опросами работодателей, но и данными Минтруда. Численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, занятых неполный день и в вынужденном отпуске выросла за последнюю неделю февраля на 7,2% и составила более 323 тыс. человек.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в российской промышленности сохраняется на уровне 63%. Относительно благополучно чувствуют себя предприятия-экспортеры, для которых эффект девальвации рубля частично компенсирует снижение инвестиционного и потребительского спроса внутри страны. В наиболее сложном положении находятся предприятия, которые ориентированы на конечный спрос населения и зависят от импорта.
Всего в российской промышленности можно назвать 15–17% относительно благополучных предприятий, которые наращивают выпуск продукции. Большинство из них аффилированы с государством или участвуют в государственных бонусных программах.
К аутсайдерам можно отнести 20–22% промпредприятий, которые давно находятся в состоянии рецессии и балансируют на грани банкротства. Такие предприятия часто работают с отрицательной добавленной стоимостью и превышением критического уровня долга. Как правило, они получают поддержку местных бюджетов и используют свое квазимонопольное положение. Большинство промпредприятий (60–65%) функционируют в рамках стагнационного сценария и живут сегодняшним днем.
По итогам 2016 года промышленность покажет спад, возможно, чуть меньший, чем в 2015 году (минус 3,4%), считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Наибольшее сокращение в обрабатывающем секторе следует ждать в производстве стройматериалов, транспортных средств и оборудования, электрооборудования, а также в легкой промышленности. Самые хорошие перспективы роста в 2016 году будут в пищевой и химической промышленности. Добывающая промышленность скорее всего сохранит свой прошлогодний уровень производства, считают в ВШЭ.
«Ситуация в промышленности парадоксальная: предприятия сокращают инвестиции, несмотря на рост прибыли. В обработке прибыль выросла в прошлом году на 65%, в добыче – на 13%. А инвестиции в реальном выражении сократились почти на 10%. Такая картина говорит о недоверии к политике правительства и об отсутствии сколько-нибудь ясной перспективы. Чиновники не скрывают свой испуг и вообще отказываются от прогнозов. Поэтому бизнес предпочитает не рисковать, придерживает деньги и не думает об инвестициях», – говорит ведущий экономист Центра развития Валерий Миронов. По его словам, примерно треть промышленности может показать устойчивый рост, а остальные две трети скорее всего находятся в зоне застоя. Текущий год, вероятно, закончится спадом в промышленности на уровне 2%, считает Миронов.