Глава ФРС Джаннет Йеллен не готова резко ужесточать монетарную политику США. Фото Reuters
В потоке негативных новостей для российской экономики наступил перерыв: Иран и Саудовская Аравия заговорили о желательности стабилизации нефтяных цен, а финансовые власти США взяли паузу в ужесточении денежной политики. Благодаря сочетанию этих факторов цена барреля нефти Brent остановила падение и закрепляется на уровне 35 долл. Но опрошенные «НГ» эксперты ждут плохих новостей.
Вчера нефтяные котировки продолжили рост. Стоимость Brent поднималась выше 35 долл. за баррель. По мнению аналитиков, черное золото шло в рост, отыгрывая заявления министра нефти Ирана Бижана Зангане о том, что Исламская Республика поддержит действия по восстановлению нефтяных цен.
Однако, как передает агентство Reuters, Иран не спешит подтверждать делом заявление своего министра о солидарности с решением крупнейших нефтепроизводителей остановить добычу на текущих уровнях. «Зангане в среду провел два часа в беседах с коллегами из Ирака, Катара и Венесуэлы, прибывшими в Тегеран из Дохи. Но позднее они покинули Иран, не дав комментариев», – напоминает Reuters. Однако позже, говоря с местной прессой, иранский министр тщательно выбирал слова, избегая упоминания позиции Ирана в отношении собственной нефтедобычи, передает СМИ. «У нас состоялась хорошая встреча сегодня, и сообщения о вчерашней встрече дошли до нас. Мы поддерживаем кооперацию между странами ОПЕК и странами, в него не входящими», – приводит агентство слова министра.
«Просить Иран заморозить добычу на текущем уровне нелогично... Когда Иран был объектом санкций, некоторые страны повышали свою добычу и вызвали падение цен», – позднее пояснил позицию страны иранский посол в ОПЕК Мехди Асали тегеранской газете Shargh. Отметим, ранее Иран экспортировал около 2,5 млн барр. нефти в сутки, но санкции ограничили этот объем до 1,1 млн барр.
Как известно, в начале этой недели Саудовская Аравия, Катар, Россия и Венесуэла договорились сохранить добычу нефти в среднем в 2016 году на уровне января, если другие производители нефти также присоединятся к этой инициативе. Решение о заморозке позднее поддержали Эквадор, Алжир, Нигерия и Оман. Агентство Bloomberg сообщало, что присоединиться к предложению согласен и Кувейт. Однако, по мнению аналитиков BMI Research, заключенное соглашение не поможет сократить существующий на рынке избыток нефти.
Очевидно, оказывает положительное влияние на мировые цены на нефть и обнародованный Федеральной резервной системой (ФРС) США протокол январского заседания, на котором решено было оставить базовую процентную ставку на прежнем уровне – 0,25–0,5%. Ранее, в декабре 2015 года, ФРС повысила ставку на 25 базисных пунктов, и некоторые экономисты опасались ее дальнейшего быстрого повышения. В этом случае пошли бы вниз и нефтяные цены.
Как следует из протокола, чиновники ФРС выразили озабоченность возможным ростом неопределенности в американской экономике и увеличением рисков экономического спада в связи с нестабильностью глобальной экономики и колебаниями на мировом финансовом рынке. Так, члены комитета по открытым рынкам ФРС США указали на увеличение рисков для экономического роста и констатировали, что инфляция отстает от прогноза, а уровень безработицы в стране может быть выше, чем прогнозировалось. Кроме того, экономические проблемы Китая могут оказать давление на такие страны, как Мексика и Канада, которые являются торговыми партнерами США. Тем самым представители ФРС намекали на более осмотрительный подход к принятию решения о повышении ставки рефинансирования.
Участники январской встречи разделились на два лагеря: тех, кто считает, что риски для экономики существуют, и тех, кто хотел подождать и посмотреть на данные. «Участники пришли к мнению, что общий вывод от этих событий для перспектив внутренней экономической активности не ясен, но они согласились, что неопределенность возросла, и многие видели эти события как увеличение рисков для прогнозов», – передает Bloomberg. «После длительного обсуждения глобальных рисков они сказали, что жесткие финансовые условия, если они действительно присутствуют, могут быть «примерно эквивалентны» дальнейшему повышению ставок», – сообщают СМИ. Среди 10 членов ФРС, выступавших за сохранение текущей монетарной политики страны, была и председатель ФРС Джаннет Йеллен. На прошлой неделе она указывала, что регулятор готов к постепенному повышению ставок в 2016 году, но признала, что ослабление глобальной экономики и резкое снижение фондовых рынков приводят к более быстрому ужесточению финансовых условий, чем хотелось бы.
Январские протоколы можно трактовать как отступление ФРС от плана четырех повышений ставок, о котором ведомство фактически сигнализировало в декабре. Напомним, что дорогой доллар негативно сказывается на стоимости черного золота, провоцирует отток валюты с российского рынка и ведет к новой девальвации рубля.
Однако сулит ли сохранение ставки в США начало позитивных изменений для экономики РФ? Эксперты дают разные ответы на этот вопрос. «Эволюция оценок ФРС повысит стоимость барреля примерно до 40 долл., что может снизить курс доллара в России до 64–70 руб.», – полагает директор аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Протоколы ФРС стали позитивным сигналом для нефтяного рынка и могут немного поддержать российскую экономику, соглашается финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. «Беспокойство ФРС окончательно убеждает рынки, что следующее повышение ставки будет не в марте», – утверждает он.
«Снижение курса американской валюты может спровоцировать лишь небольшой рост котировок черного золота», – считает аналитик компании Forex Club Ирина Рогова. Но даже небольшое повышение нефтяных цен может привести к укреплению рубля. Все это в определенной степени будет способствовать снижению инфляции, восстановлению реальных доходов населения и усилению потребительской активности», – подчеркивает аналитик.
Впрочем, по мнению старшего аналитика компании «Альпари» Вадима Иосуба, обнародованный ФРС протокол не сообщил рынкам ничего нового. «С начала года стало понятно, что после обвала нефтяных цен и большинства фондовых рынков риторика американского регулятора смягчится, в ближайшее время ставку повышать не будут. А о том, чтобы ее повысить четыре раза в течение года, не может быть и речи», – говорит он. Замедление роста доллара, по словам Иосуба, может оказать некоторую поддержку рынку нефти, но лишь едва заметную.
«При прочих равных условиях усиливающийся доллар давит на цены сырьевых товаров, торгующихся за американскую валюту. Однако в случае с нефтью этот фактор далеко не первостепенной важности. Гораздо большую роль играет глобальный профицит нефти, который пока никуда не исчез», – напоминает эксперт. А раз сам по себе фактор доллара окажет весьма умеренное воздействие на рынок нефти, это означает, что и влияние политики Федрезерва окажет весьма сдержанное влияние на российскую экономику, полагает он.