0
5268
Газета Экономика Интернет-версия

16.02.2016 00:01:00

Украина и Россия вступили в дальнобойную войну

Тэги: украина, правый сектор, радикалы, дальнобойщики, блокада, автоперевозки, минтранс


украина, правый сектор, радикалы, дальнобойщики, блокада, автоперевозки, минтранс Украинские грузовики остановлены в Белгородской области России по распоряжению Минтранса РФ. Фото Антона Вергуна/ТАСС

Украинские активисты вчера не только блокировали российские фуры, но и полностью перекрывали международную трассу Киев–Чоп к границе с Венгрией и Словакией. Протестующие требовали от правительства в Киеве разрешить транспорный кризис с Россией, который они сами же и спровоцировали. Последние действия активистов показывают, что власти в Киеве фактически не контролируют транспортную систему страны, а лишь оформляют самочинные действия боевиков по блокаде Крыма или российского транзита через Украину. Чиновники в Киеве создали межведомственный штаб для мониторинга ситуации в реальном времени.

Международная трасса Киев–Чоп к границе с Венгрией и Словакией вчера оказалась полностью перекрыта не только для российских большегрузов, но и для всего остального транспорта. «Всего в блокировании приняли участие около 70 человек. Люди ходили по пешеходному переходу, блокируя движение. Обочины заблокировали собственными автомобилями – и легковыми, и грузовыми», – сообщило агентство «Униан». Организаторы блокады говорят, перекрыли движение по трассе в ответ на то, что в России заблокировали их закарпатских коллег. А это соответственно было сделано в ответ на блокаду в Украине российских грузовиков, которая стартовала 11 февраля из Закарпатья и уже охватила 11 областей Украины, уточняет «Униан». Через несколько часов блокады международная трасса была разблокирована после того, как на место событий прибыли силовики – СБУ, полиция. В то же время участники акции подчеркнули, что дают время до вечера вторника, 16 февраля, и если их не услышат и власть не начнет решать проблему, тогда будут блокировать движение транспорта в дальнейшем.

«До момента получения объяснений от российской стороны и решения данного вопроса Украина временно приостанавливает транзитные перевозки грузовыми автомобилями, зарегистрированными в России, по территории Украины», – говорится в сообщении кабинета министров Украины. По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, РФ в одностороннем порядке нарушила правила и процедуры ВТО и в одностороннем порядке прекратила перемещение украинских грузовых автотранспортных средств по территории РФ.

При этом официальный запрет на транзит российских большегрузов последовал вскорости после их блокирования украинскими активистами. Как известно, акция по блокированию фур российских перевозчиков стартовала на прошлой неделе в четверг в селе Нижние Ворота Воловецкого района (Закарпатская обл.). А сами закарпатские активисты объявили о создании блокпостов. Позднее к ним присоединились активисты Волынской области, а к воскресенью число областей, где блокировались российские фуры, достигло десяти. Министерство инфраструктуры Украины при этом указывало, что не имеет полномочий реагировать на акции общественных активистов.

В ответ на это Минтранс РФ в воскресенье объявил, что движение грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных в Украине, приостановлено на территории России. «Действие указанных мер будет сохраняться до урегулирования украинской стороной ситуации с неправомерным блокированием российских грузовых автотранспортных средств на территории Украины», – говорилось в сообщении министерства. 

По данным ведомства, в разных областях Украины продолжают оставаться заблокированными более 100 грузовых автомобилей. «Более 500 грузовых автомобилей не могут въехать на территорию Украины со стороны государств ЕС, возвращаясь в РФ. При этом только за 11–12 февраля 2016 года был обеспечен беспрепятственный въезд или выезд на территорию нашей страны 1038 украинских грузовых транспортных средств», – подчеркивали в Минтрансе РФ.

По данным Ространснадзора, на момент утра понедельника на территории РФ было задержано 152 транспортных средства, принадлежащих украинским автоперевозчикам.

В Кремле назвали возмутительной ситуацию с блокировкой транзита российских большегрузов и не исключили новых ответных мер в случае, если эта проблема не будет снята. Вчера же премьер РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами потребовал от правительства продолжить действия по разблокированию российских фур на Украине и применению ответных мер. «Прошу продолжить консультации по линии МИДа, естественно, министерства транспорта, нашего посольства, в случае необходимости и вы (вице-премьер Аркадий Дворкович. – «НГ») подключайтесь. Но терпеть это безобразие нельзя», – сказал глава правительства.

«За все, что происходит на территории Украины, отвечает украинское государство, которое, к сожалению, не способно навести порядок. То, что какие-то молодчики останавливают фуры, пользуясь в том числе огнестрельным оружием, означает, что власти на Украине нет, или, иными словами, у власти находятся вот эти экстремистские группировки, которые либо подчинили себе государство, либо, во всяком случае, государство никак на них не реагирует», – заявил Медведев.

И на такую ситуацию, по словам премьера, необходимо адекватным образом отвечать. Например, глава правительства не исключил возможности введения запрета на движение по территории России всех видов транспорта с территории Украины. «Ответные меры, которые были приняты для того, чтобы побудить украинскую сторону с этой ситуацией (задержкой российских фур) разобраться, дополнительные контрольные полномочия необходимо использовать в настоящий момент в отношении всех видов транспорта, который двигается с территории Украины», – заявил он на совещании. При этом он пояснил, что сказал о контроле за движением всех видов транспорта с территории Украины, поскольку «они (украинские власти) не способны навести у себя порядок, то мы вынуждены будем на это соответствующим образом реагировать».

Блокаду российских фур украинскими активистами не все поддерживают и в самой Украине. По словам украинских политиков, запрет на транзит российских большегрузов может навредить в скором будущем самой Незалежной. Например, напоминает руководитель парламентской фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко, блокирование транзита российских грузовиков может негативно повлиять на итоги референдума в Нидерландах по ассоциации с Украиной. «Я считаю, что это грубая ошибка и трагедия – остановка грузов, которые шли в Европу с нашей территории, особенно накануне голосования на референдуме в Нидерландах по ассоциации с Украиной. Это подкладывает масштабную провокацию под имидж нашего государства как надежного международного партнера», – сообщил он вчера на заседании Верховной рады. По его мнению, украинские власти должны вмешаться и «принять взвешенное международно понятное решение».

Напомним, инициированный общественностью референдум по соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, который состоится в Нидерландах 6 апреля 2016 года, не носит обязывающего характера. Однако, если большинство голландцев скажет «нет», правительство страны должно пересмотреть свое решение о поддержке соглашения об ассоциации Украины с ЕС. В январе же президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подчеркивал, что в случае негативного результата референдума в Нидерландах по соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским союзом возможен континентальный кризис.

В то же время вчера министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский сообщал, что Украина и Россия проводят технические консультации по вопросу возобновления перемещения грузовых автотранспортных средств по территории обеих стран. «На сегодня ведутся активные технические консультации (с Минтрансом РФ. – «НГ»). Надеюсь, в ближайшее время будет выработано согласованное решение по данной теме», – сказал он.  «По моей информации, на следующей неделе должна быть встреча наших польских друзей с российским Министерством транспорта, на котором они могут принять решение о том, что они договорились о квотах. Это означает, что транзит российских фур сможет пойти через территорию Польши», – отметил он.  Министр также сообщил, что на сегодняшний день нет ограничений транзита российских фур через территорию стран Прибалтики.

Транспортная блокада РФ проходит под самыми необычными лозунгами.	Фото со страницы организации Kарпатська Сiч в социальной сети Facebook
Транспортная блокада РФ проходит под самыми необычными лозунгами. Фото со страницы организации Kарпатська Сiч в социальной сети Facebook

Как известно, нынешней конфликтной ситуации предшествовало приостановление автоперевозок между Россией и Польшей с 1 февраля 2016 года из-за несогласованных квот, что вынудило часть российских перевозчиков изменить наиболее простой маршрут в Европу, направив его через Украину. В настоящее время российские фуры из Украины возвращаются в Белоруссию, и теперь их возможный путь в страны ЕС пролегает через Литву и паром в Германию. Еще ранее, с 1 января 2016 года, Россия резко ограничила транзитные перевозки из Украины в Казахстан, объясняя свои действия вступлением в силу зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Грузы должны были следовать через Белоруссию и только через два пункта пропуска на границе Белоруссии и РФ и через три – на границе РФ и Казахстана. На первых порах ограничения коснулись и транзита товаров в другие страны. На практике украинские грузовики следовали по России вдвое медленнее обычного и со значительными дополнительными затратами. В настоящее время Украина пытается продолжить альтернативный путь в Казахстан и далее в Китай и другие страны Азии с помощью контейнерного поезда через Грузию и Азербайджан, однако пока этот вариант на несколько дней дольше и более чем в 1,5 раза дороже.

При этом Национальный банк Украины (НБУ) уточнил оценку ущерба от торговой войны с Россией. Если ранее ведомство прогнозировало, что размер дефицита платежного баланса составит 1,2 млрд долл., теперь в НБУ говорят о потерях в размере 2,5 млрд долл. Однако это лишь оценка, фактически же потери могут быть куда больше.

Транспортные компании уже несут огромные потери. «Из-за действий Польши и Украины международные перевозчики прекращают свою деятельность, при этом большинство машин у этих компаний находится в лизинге, и платежи надо платить независимо от того, есть транзит или его нет», – говорит гендиректор Free Lines Company Алексей Наджар. Перевести же грузовики на другие направления, например на внутрироссийские перевозки, по его словам, можно. «Но с учетом кризиса рынок точно не сможет загрузить их работой», – полагает он.

Не стоит также забывать, что в текущей истории зачинщиком вновь выступили радикалы «Правого сектора» (организации, запрещенной в России), напоминают эксперты «НГ». «Именно такие активисты в западных областях Украины заблокировали движение российских фур», – говорит ведущий научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Сергей Беспалов. Выход из ситуации эксперт видит в возможности ЕС повлиять на Киев. «ЕС окажет давление на эту ситуацию, так как контрагенты на территории ЕС тоже страдают», – указывает он.

«История с блокадой грузовиков, а до этого продовольственная и энергоблокада Крыма показывают, что киевские власти фактически не контролируют действия боевиков или же контролируют их незначительно», – считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По словам эксперта, чтобы скрыть отсутствие контроля, официальному Киеву приходится реагировать на действия подобным образом. «Вначале украинские активисты блокируют фуры, затем на это реагирует РФ, а уже после против действий России ответные меры вводит официальный Киев. И вроде как получается, что радикалы никаких действий и не совершали», – подчеркивает эксперт.

Опасен же, по мнению Жарихина, тот факт, что украинским радикалам такие действия могут понравиться. «И они таким вот явочным способом и дальше будут влиять или даже управлять действиями украинского государства, в результате которых официальный Киев будет вынужден реагировать на действия радикалов», – предупреждает он.

Фактически, по мнению экспертов, стоит ждать дальнейшего ухудшения российско-украинских отношений. «Дальше может последовать остановка не только грузового, но и коммерческого, а также гражданского транспорта, возможно, людям придется получать специальные разрешения», – размышляют российские эксперты. «Украинские активисты, например, могут начать пикетировать вокзалы и аэропорты с целью недопущения российских граждан на территорию Украины. Что может побудить официальный Киев ввести визовый режим с РФ», – замечает Жарихин.

И нельзя сказать, что это предложение столь уж фантастично. Ранее первый зампред Верховной рады Андрей Парубий внес на рассмотрение украинских парламентариев постановление о прекращении действия безвизового режима с Россией. «Введение виз для граждан РФ необходимо ввиду их поддержки действий российского правительства в отношении Украины», – заключил Парубий.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1755
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1099
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
799
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости