Поддельные полисы обязательного автострахования привлекают многих россиян своей ценой. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru |
В России проявились новые признаки кризиса госуправления. Введенное властями обязательное автострахование (ОСАГО) дает сбои. Рынок наводнили поддельные полисы, чему способствовали в том числе действия финансовых властей. Страховые компании предлагают собственное «решение», которое чревато протестами и развалом системы ОСАГО. По их замыслу, нужно провести замену всех полисов уже летом этого года. Ситуация с ОСАГО напоминает историю на рынке алкоголя, когда действия чиновников увеличили теневой оборот спиртного.
В конце недели автовладельцы ощутили на себе несовершенства госуправления в РФ. Казалось бы, внедрив обязательное для всех водителей автострахование, власти должны были отладить работу подконтрольной им системы, сделав ее удобной и прозрачной. Но она постоянно дает сбои.
Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о тотальной замене полисов ОСАГО с 1 июля 2016 года. Как сначала заявил на пресс-конференции в четверг президент РСА Игорь Юргенс, «предполагается одномоментная замена старых бланков ОСАГО на новые, в том числе находящиеся в обращении». При этом директор РСА Евгений Уфимцев уверял, что «Гознак готов выпустить одномоментно необходимое количество бланков ОСАГО»: «У них есть все мощности… Мы уже несколько раз обновляли серии. Никаких трудностей тут нет».
Новые полисы будут обладать более высокой степенью защиты. Стоимость одного бланка, по оценкам РСА, вырастет на 6–15%. При этом, как пообещал Юргенс, «никому из водителей не придется нести дополнительные расходы, издержки этого обмена лягут на страховщиков». Сколько будет потрачено времени и нервов на очередную бумажную волокиту, страховщики не уточнили.
Реакция автовладельцев и экспертов на такую новость была предсказуемо негативной. Поэтому уже в пятницу представители финансовых властей попытались смягчить ситуацию.
«По информации, полученной Банком России от Российского союза автостраховщиков, речь идет об обновлении бланков полисов ОСАГО. Таким образом, никакой одномоментной замены действующих полисов происходить не будет, против такого решения Банк России возражал бы очень жестко», – сообщил зампредседателя Центробанка Владимир Чистюхин. В пресс-службе Минфина тоже опровергли новость об одномоментной замене полисов, речь идет лишь о том, что страховые компании с 1 июля начнут выдавать бланки нового формата.
Так что страховщики, похоже, поторопились с радикальными инициативами. Эта история показательна. Ведь выясняется, что, по мнению страховщиков, тотальная замена полисов ОСАГО – чуть ли не единственный способ очистить рынок от наводнивших его подделок. «За время действия ОСАГО с 2003 года полисы не менялись, что дало возможность наладить фактически промышленный поток фальсификата», – пояснили представители РСА агентству «Прайм».
По оценкам Федерации автовладельцев России, не менее 10 млн полисов ОСАГО в России – поддельные. При этом сами страховщики сообщали, что в России за год продается примерно 1 млн поддельных полисов ОСАГО из общего числа около 42 млн реализуемых бланков. Стоимость поддельного полиса колеблется от 1 тыс. до 5 тыс. руб.
Игорь Юргенс уточнял: «По оценочным сведениям, десятки тысяч россиян сегодня даже не подозревают, что их полис – поддельный, и все чаще они выясняют это уже после ДТП, когда вынуждены ремонтировать и свое авто, и чужое… В большинстве случаев подделку от настоящего полиса на первый взгляд не отличит и специалист». Центробанк, в свою очередь, тоже предупреждал об опасностях покупки полисов по заниженным ценам. На официальном сайте регулятора можно найти информационное сообщение, в котором говорится: «Страховые организации не вправе применять страховые тарифы, не соответствующие требованиям, установленным Банком России… Продажа полисов ОСАГО по заниженным ценам изначально свидетельствует о вероятности использования поддельных бланков страховых полисов».
Проблему «фальсификата» на рынке автострахования усугубляли, судя по всему, в том числе сами страховщики и даже отчасти регулятор. Центробанк дважды резко повышал базовые тарифы ОСАГО. Как напоминают РИА Новости, осенью 2014 года тариф был увеличен на 30%. Затем весной 2015-го его подняли еще на 40%, расширив тарифный коридор до 20% (см. «НГ» от 03.02.16).
Подорожавшее ОСАГО в буквальном смысле слова вытянуло весь рынок страхования. Так, в январе–сентябре 2015 года российские страховщики, по данным регулятора, собрали премий на 3,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Положительной динамики удалось достичь благодаря тарифным успехам автострахования. Отдельно по ОСАГО сбор премий вырос за тот же период почти на 47%. Сборы по ОСАГО росли, несмотря на то что полисов в прошлом году было продано почти на 7% меньше, чем в 2014-м.
Тарифы были подняты в условиях ухудшающейся экономической ситуации. Некоторые эксперты считают, что регулятор пошел на поводу у страхового лобби. При этом, как считают эксперты, страховщики искусственно создавали на рынке проблемы, чтобы подтолкнуть власти к выгодному решению.
«По данным Банка России, почти 80% всех жалоб, которые поступают в адрес регулятора, направлены против страховщиков ОСАГО. Основными предметами недовольства автовладельцев являются неверное применение скидки на полис ОСАГО, навязывание дополнительных полисов, невозможность купить полис ОСАГО (искусственный дефицит полисов), большие очереди, неадекватный размер компенсации за страховой случай. Эти и другие сбои в качественном предоставлении услуг ОСАГО во многом вызваны шантажом страховщиков, недовольных низким базовым тарифом ОСАГО. Обострение кризиса рынка ОСАГО пришлось на 2014 год, когда ряд страховщиков стал фактически саботировать продажу полисов», – пишут специалисты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в своем исследовании «ОСАГО: самоустранение государства от регулирования».
Авторы сообщают, что некоторые страховые компании буквально брали автовладельцев на измор. И уже само это способствовало перетоку клиентов в серый сектор. «Граждане РФ для того, чтобы оформить обязательное страхование своего транспортного средства, не переплачивая за ненужные им услуги, были вынуждены идти на различные уловки, хитрости, ухищрения…» – замечают специалисты ЦЭПРа.
Регулятор поднял базовые тарифы, однако сделано это было за счет граждан, которые и так уже столкнулись с падением доходов. После чего логично было предположить, что спрос на дешевые поддельные полисы только вырастет.
События на рынке автострахования сейчас напоминают историю, которая уже случилась на алкогольном рынке. Чтобы пополнить бюджет и отучить россиян от употребления спиртных напитков, власти повышали алкогольные акцизы и минимальную стоимость спиртной продукции. Например, к 2014 году минимальная стоимость 0,5 л водки достигла 220 руб. Хотя еще в 2013 году 0,5 л водки стоили 170 руб., а, допустим, в 2010-м – 89.
Результат ожиданий не оправдал: легальное производство алкоголя падало, теневой оборот рос, поступления в бюджет сокращались, власти были вынуждены пересмотреть свою акцизную политику (см. «НГ» от 14.07.14, 06.04.15). В частности, по итогам 2014 года теневой оборот водки вырос в три раза. Это стало ярким примером провала системы госуправления на рынке алкоголя.
Казалось бы, после такого опыта чиновники должны были задуматься о последствиях своих не всегда удачных решений. Но вместо этого они наступают на те же грабли снова и снова, перенося ошибки регулирования алкогольного рынка на рынок автострахования.