Глава «Газпрома» Алексей Миллер уверен, что и строительство СП-2 пойдет строго по графику. Фото с сайта www.gazprom.ru
Во вторник Еврокомиссия представит новую стратегию энергетической безопасности. В частности, будет «пересмотрен регламент по безопасности газоснабжения с целью улучшить выносливость ЕС при прекращениях газоснабжения». В рамках новой стратегии еврочиновники решат и судьбу газопровода «Северный поток-2» (СП-2), который уже вызвал громкие протесты в Восточной Европе.
Сегодня ЕС импортирует 53% потребляемой им энергии. И некоторые страны союза зависят от единственного основного поставщика своего импорта газа. «Диверсификация источников и поставщиков является главным средством улучшить нашу энергетическую безопасность. Разведка новых регионов добычи и снабжения топливом, изучение новых технологий, развитие местных ресурсов и улучшение инфраструктур, дающих доступ к новым источникам снабжения, – все это элементы, которые послужат диверсификации и более надежному европейскому энергетическому обеспечению», – заявляют в Брюсселе. Новая стратегия Энергетического союза должна обеспечить переход к низкоуглеродной, надежной и конкурентоспособной экономике.
В рамках новой стратегии ЕК планируют пересмотреть порядок решений, относящихся к двусторонним межправительственным соглашениям, что, по замыслу европейских чиновников, должно усилить транспарентность и гарантировать соответствие заключаемых соглашений в области энергетики законодательству и политике Евросоюза.
Вполне возможно, что тогда же, во вторник, будет озвучено и решение ЕК относительно судьбы проекта «Северный поток-2».
В конце прошлой недели вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович пообещал, что ЕК в ближайшие дни примет решение по «Северному потоку-2». «В ближайшие дни, в очень-очень близком будущем, будет решение по этому вопросу», – подчеркнул он.
Как известно, проект СП-2 предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. «Газпрому» при этом будет принадлежать 50% в специально созданной компании Nord Stream-2 AG, а европейским компаниям BASF, E.On, Engie, OMV, Shell – по 10% в проекте.
Отметим, ранее Шефчович призывал начать новую дискуссию о строительстве газопровода «Северный поток-2». «Все стороны должны совместно оценить, сколько газа потребуется ЕС в ближайшие годы, рассмотреть уже существующие маршруты поставок и найти как можно более разумное и оптимальное решение», – указал он в интервью немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. При этом, по его словам, таким оптимальным решением может быть как строительство СП-2, так и лучшее использование уже имеющихся мощностей и осваивание новых источников – например, сжиженного природного газа (СПГ). Вице-президент ЕК тогда же подчеркнул, что строительство газопровода кардинально изменит систему газоснабжения в Европе. «80% российского газа ЕС будет получать через один маршрут вопреки требованиям энергобезопасности», – напомнил европейский чиновник.
Фактически ЕК сейчас выступает против проекта, в то время как Берлин и Вена его поддерживают. «Расширение СП и прекращение транзита через политически нестабильную Украину позволило бы Германии обезопасить поставки из России», – пишет немецкий журнал Spiegel. Интересен проект и немецкому бизнесу. «Мы делаем ставки на проекты-маяки, к примеру, СП-2. И здесь мы, пользуясь поддержкой федерального правительства, пытаемся убедить скептиков ЕС», – подчеркивал председатель Восточного комитета германской экономики Вольфганг Бюхеле. Об интересе к реализации СП-2 со стороны Австрии говорил ранее и вице-канцлер Австрии Райнхольд Миттерленер.
Против проекта, как известно, активно выступает Украина, которая в случае его реализации потеряет свою роль как транзитер российского газа в Европу. Кроме того, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Румыния и Словакия в конце прошлого года направили в Брюссель письмо с критикой проекта, заявив, что он может усилить зависимость Европы от газа из РФ, ослабить энергобезопасность стран Центральной Европы и ЕС, привести к дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине. И проблема СП-2 уже сказывается на отношениях внутри ЕС. По словам президента Польши Анджея Дуды, проект строительства газопровода становится проблемой в отношениях между ФРГ и Польши.
Газопровод «Северный поток-2» может столкнуться с большими трудностями, чем его предшественник. Фото с сайта www.gazprom.ru |
И этих споров вокруг проекта как будто не замечают в «Газпроме». «Мы сейчас готовимся к проведению тендеров на закупку труб, в сентябре будет проведен конкурс на укладку трубы, и в начале 2017 года уже начнутся трубоукладочные работы... У нас нет никаких сомнений, что проект СП-2 будет реализован строго по графику до конца 2019 года», – цитирует Reuters главу «Газпрома» Алексея Миллера. Правда, похожие слова он говорил и по поводу сроков реализации «Турецкого потока».
Споры вокруг СП-2 идут не только внутри ЕС, но и внутри самой Еврокомиссии. Так, в ЕК нет единства относительно того, подпадает ли проект под действие Третьего энергопакета, по которому поставщикам газа запрещено владеть распределительными сетями. В частности, в начале февраля агентство Bloomberg со ссылкой на заключение генерального директората по энергетике ЕК сообщило, что в ведомстве пришли к выводу, что этот проект, в том числе его морская часть, подпадает под требования Третьего энергопакета. «Реализация проекта строительства газопровода «Северный поток-2» может столкнуться с трудностями, если не будет соответствовать требованиям законодательства Европейского союза и нормам Третьего энергопакета», – делают вывод в ЕК.
К прямо противоположному заключению позднее пришли в юридической службе ЕК. Согласно данным американской газеты Politico, юридическая служба ведомства считает, что нормы регулирования внутреннего энергорынка ЕС неприменим к газопроводу, не проходящему по территории сообщества. «Согласно выводам юридической службы Еврокомиссии, упомянутым во внутренней служебной записке, нормы энергорынка ЕС не распространяются на проект газопровода СП-2», – сообщило в начале прошлой недели СМИ. И хотя выводы юристов не являются обязывающими для Брюсселя, они демонстрируют острые внутренние разногласия между чиновниками ЕК в отношении газопроводного проекта, сочли в издании. Politico при этом признает, что юридическая служба ЕК фактически разделила аргументы российской стороны о том, что инфраструктурные газовые проекты, не находящиеся на территории государств ЕС, не могут подпадать под действие норм регулирования внутреннего европейского энергорынка – в частности, Третьего энергопакета.
Однако вряд ли стоит надеться, что противоречия по проекту быстро разрешатся, указывают эксперты «НГ». «По строительству газопровода «Северный поток» также в свое время были большие противоречия – против выступали, например, Финляндия, балтийские страны», – напоминает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. С тех пор ситуация к лучшему почти не изменилась. «С одной стороны, в ЕС за это время шла выработка новой энергетической стратегии, были сформулированы цели и задачи по созданию единого энергорынка, а также был ужесточен контроль за действием поставщиков», – говорит аналитик. Украинский кризис увеличил влияние на газовом рынке политических соображений. «Очевидно, что западные санкции не будут сняты в ближайшее время, и это будет тормозить такие проекты, как СП-2. В результате судьба СП-2 сегодня представляется куда менее определенной, чем судьба СП», – отмечает Нестеров.
Тем не менее экономические интересы Германии к этому проекту сохраняются, говорят аналитики. «СП-2 сегодня – это в большей степени коммерческий проект со множеством заинтересованных лиц. Это и сам «Газпром», и его «дочка» Nord Stream-2 AG, и международный энергетический консорциум, который будет получать от проекта прибыль вне зависимости от загруженности газопровода», – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Заинтересованы в нем, по словам эксперта, и некоторые трейдеры, например, из Германии. «Они рассчитывают на новые газовые цены от «Газпрома», сформированные уже по новым формулам», – объясняет он.
Перетягивание каната продолжится, считает Нестеров. «Однако в этот раз оппозиция проекту выглядит куда более серьезно. А сам проект попадает в сферу интересов европейских политиков, которые могут использовать его для достижения своих интересов», – резюмирует эксперт.