Салоны красоты – один из самых «женских» бизнесов. Фото РИА Новости
Заниматься бизнесом россиянкам непросто: по уровню женской предпринимательской активности РФ находится лишь на 56-м месте из 70 стран. Такие данные опубликованы в международном исследовании с участием «Опоры России». Страдают наши бизнес-леди и от углубления кризиса: почти 40% из них заявили о сокращении своего бизнеса за последние месяцы. И тем не менее предпринимательницы лучше адаптируются к кризису, и их экономической выживаемости могут позавидовать бизнемены-мужчины.
В международном рейтинге женского предпринимательства FEI (Female Entrepreneurship Index) Россия занимает 56-е место из 70 стран-участниц. Но это вовсе не значит, что мы по всем параметрам отстаем от лидеров – США, Австралии и Великобритании. По некоторым пунктам и наша страна демонстрирует отличные результаты, говорят участники исследования из «Опоры России» и компании Magram Market Research (MMR).
Абсолютное большинство опрошенных женщин (96%) положительно относятся к тому, чтобы открыть свое дело, даже несмотря на кризис, говорится в исследовании. Главным стимулом для бизнеса у почти половины респондентов (51%) стала «перспектива получения большего дохода, чем от работы по найму». Немногим менее распространено идеалистическое «желание реализовать свою идею, принести пользу обществу» (42%). Наиболее важными факторами для открытия своего дела опрошенные женщины назвали «наличие стартового капитала» (67%), «проработанный бизнес-план, оценка потенциального спроса» (66%), «личные качества, уверенность в себе» (55%).
Основным барьером к началу бизнеса женщины считают экономический фактор. Так, 57% опрошенных указали на «отсутствие финансовых возможностей». По данным опроса, только 17% малых и средних компаний с женским «лицом» получили финансовые ресурсы в 4-м квартале 2015 года. При этом женщины-предпринимательницы отметили, что в 4-м квартале 2015 года бизнес-климат в стране ухудшился, нет особых надежд на его восстановление и в 2016 году. Причину ухудшения условий для ведения бизнеса женщины-предприниматели видят прежде всего в общей нестабильности экономической ситуации (73%), а также в снижении покупательной способности населения (54%).
К слову, именно падение потребительского спроса специалисты из Высшей школы экономики (ВШЭ) называют в качестве одной из основных причин, тормозящих преодоление кризиса. Если в 2009 году бизнес имел внушительную поддержку со стороны потребителей и достаточно широкого спектра кредитных продуктов, которые уже к концу 2010 года вывели торговлю из кризисного пике, а следом подтянулись и другие сегменты экономики, то в настоящее время такая ситуация практически невероятна, говорится в исследовании ВШЭ. Все большее число потребителей переходят из разряда активных участников торговли и рынка услуг в разряд его наблюдателей.
«За последние 17 лет расходы граждан России впервые превысили доходы, по оценке Росстата, разница между этими показателями составила 420 млрд руб., – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. – Такой результат говорит, с одной стороны, о неадекватности модели расходов большей части домохозяйств, а с другой – о перестройке стратегии домохозяйств и их реальной оценке глубины и длительности будущего падения доходов. В частности, Росстат фиксирует рост сбережений у домохозяйств, уменьшение расходов на товары и услуги».
А именно женский бизнес чаще всего связан с торговлей и предоставлением услуг. По данным MMR, 58% респондентов хотят иметь свое дело в сегменте услуг и 28% – заниматься торговлей. Общее же положение, согласно опросу MMR, пока безрадостно: только 11% женщин-предпринимателей заявляют о планируемом расширении бизнеса в 2016 году, а 39% фиксируют его сокращение.
Как пояснила «НГ» один из авторов исследования, представитель MMR Мария Любимова, в целом бизнес-леди легче переносят сложности, связанные с кризисом, они более стрессоустойчивы.
«Не стоит делить предпринимателей по гендерному признаку, – считает председатель общественного движения «Бизнес. Солидарность» Яна Яковлева. – Разница, пожалуй, только в том, что если женщина занялась предпринимательством, то она будет идти до конца. Женщины более выносливы и в чем-то сильнее мужчин-предринимателей». С этим согласна и гендиректор коммуникационного агентства Drofa Валентина Дрофа: «Сейчас, как мне кажется, уже нет разделения на женский и мужской бизнес. У нас каждый год возникают какие-то сложности, то праздники, то лето, то кризисы, поэтому надо просто работать».
А по мнению директора юридической компании «Центр правового обслуживания» Анны Коняевой из-за кризиса объем работы вырос минимум втрое, а доход оставляет желать лучшего. Но зато гибкая ценовая политика, пересмотр затрат помогли нам остаться на рынке, сохранить рабочие места. «Кризис вынудил нас пересматривать контракты с клиентами», – рассказывает Коняева. Юмор и устойчивость к стрессу, конечно первое, что помогает женщинам переживать трудности.
Трудности отмечает и руководитель книжной сети «Московский дом книги» Надежда Михайлова: «За 2015 год количество проданных книг упало на 7%. Вместе с тем напряженность в стране вызывает у людей желание искать альтернативные решения. Мы фиксируем повышенный спрос на книги по политическому устройству России и зарубежных стран, по психологии, издания по саморазвитию и в том числе по ведению бизнеса».
В целом с предпринимательством в РФ, абстрагируясь от половой принадлежности, ситуация далека от оптимистичной. По данным Института стратегического анализа ФБК, в развитых странах доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в производимой валовой добавленной стоимости (ВДС) превышает половину. Так, в Евросоюзе это около 58,1%, в Австралии – почти 60%. Даже в развивающихся странах, например в ЮАР, доля МСБ достигает до 57%, 70% – в Гане и т.д. В России же доля ВДС, производимого МСБ, составляет около 20%.