Экономисты Ярослав Кузьминов и Владимир Мау вырабатывают Стратегию-2020. Фото Владимира Астапковича/ТАСС
Недоверие к экономической политике властей порождает альтернативные рецепты спасения экономики. В пятницу в Москве был представлен новый антикризисный план Б, который вводит ручное управление отраслями через Комитет эффективности во главе с Владимиром Путиным. Кроме того, предлагается отменить сочинение разнообразных «Стратегий-2020» и резко увеличить налоги на богатых.
До последнего времени эксперты могли обсуждать только две альтернативы спасения экономики: продолжение нынешнего курса (урезание госрасходов, таргетирование инфляции, жесткая кредитная политика) или переход к рецептам Столыпинского клуба и президентского советника Сергея Глазьева, которые предполагают целевое кредитное стимулирование инвестиций на стратегических направлениях.
Теперь же появился третий антикризисный рецепт, который был представлен в пятницу в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН Владимиром Сальниковым, руководителем направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Третий антикризисный рецепт включает четыре основных направления: создание президентского Комитета эффективности, объявление налоговых суперканикул для новых предприятий, повышение налогов на богатых и масштабирование успешного опыта компаний, регионов и ведомств.
Новый Комитет эффективности должен быть напрямую подчинен президенту Владимиру Путину. Этот комитет займется «оценкой потенциала роста эффективности крупнейших секторов и компаний» и разработает для них программы повышения эффективности.
В качестве примера Сальников предлагает президентскому комитету заняться оптимизацией всей транспортной системы страны. Целью «революции эффективности» на транспорте должна стать ежегодная экономия 100–200 млрд руб. в течение ближайших пяти лет. Ключ к такой экономии – это использование данных о перемещении мобильных телефонов для «реконфигурации общественного транспорта и строительства новой инфраструктуры на всех уровнях – город, район, регион, страна.
Налоговые суперканикулы предполагают полное освобождение от уплаты налогов на производство и имущество в течение 10–15 лет. Эта льгота предоставляется только для новых производств (greenfield) продукции, которая не имеет аналогов в России. При этом возможны дополнительные стимулирующие льготы для продукции инвестиционного назначения.
Сальников предполагает, что в стране есть эффективные «институты развития». Поэтому нужно найти их и в 10 раз увеличить их ресурсы. Кроме того, компании-лидеры должны начать с властями «активный интерактивный диалог» для изменения текущей промышленной политики. А депрессивные регионы должны начать перенимать опыт успешных субъектов РФ. Все это и станет исполнением четвертого пункта плана – «масштабирование».
В отличие от программы Столыпинского клуба (СК) новый антикризисный план не предполагает изменения денежно-кредитной политики, выбор приоритетов развития или изменений в валютной политике. Так, план СК предполагает «утверждение национальной стратегии экономического развития страны с последующим переходом на отраслевые, региональные и кластерные стратегии, увязанные в единую систему». Однако Сальников из ЦМАКП считает, что «большие и комплексные программы (Стратегия 2020, экзерсисы Cтолыпинского клуба и др.) – не тот путь».
Потенциалом роста, по оценкам ЦМАКПа, обладают химический, агропромышленный, машиностроительный и строительный комплексы. Кроме того, есть потенциал роста эффективности на транспорте, в ЖКХ и в сфере услуг – в том числе и государственных.
Третий антикризисный план от ЦМАКПа наверняка окажется не последним. Предложения по оживлению экономики собираются обсуждать и в Российской академии наук (РАН). В Институте народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) проходит серия заседаний, «посвященных вопросам восстановления экономического роста». «Мы пытаемся найти ответы на два принципиальных вопроса – есть ли потенциал для экономического роста в ближайшие два года и что нужно сделать для реализации этого потенциала», – говорит замдиректора ИНП Борис Порфирьев. Предложения по оживлению экономики институт представит в РАН в начале марта 2016 года.
Пока же экономисты указывают на принципиальные ошибки в правительственном антикризисном плане. «Разделение антикризисного плана на две части выглядит неудачной идеей. Такой подход увеличивает риск, что краткосрочные меры сведутся просто к выделению денег проблемным отраслям, которые сокращают производство не первый год, без разработки какой-либо внятной промышленной политики. При этом реализация структурной части плана может быть признана несрочной и в очередной раз будет отложена в долгий ящик», – отмечает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.