* Офсетные сделки – закупка импорта с условием инвестиций в экономику страны-импортера. Источник: Минэкономразвития РФ
Запретив госзакупки импорта, правительство получило предсказуемый результат: рост цен и снижение качества. Потери бюджета из-за сомнительного импортозамещения могут оказаться очень болезненными во время кризиса. Поэтому чиновники предлагают сделать запрет импорта не постоянным, а временным. В то же время лоббисты готовы защищать неконкурентоспособные производства, которым не помогла даже двукратная девальвация рубля.
«В настоящее время у нас на 420 видов товаров распространяется ограничение. Мы видим, что эти ограничения дали нам рост цен более чем на 40% при госзакупках», – сообщил замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. Ранее ведомство сообщало, что сумма госзакупок, которые прошли с ограничением конкуренции в рамках импортозамещения, составила в прошлом году 750 млрд руб.
Это значит, что только из-за запрета импорта бюджет мог потерять на госзакупках до 300 млрд руб. в год. Но даже если замминистра преувеличивает, то все равно речь идет о сотнях миллиардов рублей, которые бюджет просто подарил «отечественному производителю».
«Потери возникают из-за того, что мы получаем рост цен больше рыночных. Рост цен вызван введением запретов и ограничений на закупку иностранных товаров или ценовой преференции», – цитирует Елина ТАСС. Он предложил сделать запрет на импорт лишь временным.
Напомним, в феврале 2015 года правительство РФ утвердило перечень медицинских изделий, госзакупки которых будут ограничиваться в случае, если они произведены не в России, а также не в Армении, Белоруссии или Казахстане. Перечень включал почти 60 наименований, в частности медицинскую одежду, антисептические салфетки, различные реагенты, шприцы, анализаторы глюкозы, компьютерные томографы, рентгенодиагностические комплексы, электрокардиографы, микрохирургические и стоматологические инструменты, устройства для переливания крови, кровезаменители, некоторые импланты и т.д.
О последствиях ограничений отраслевые эксперты высказывались не раз, ведь подобные идеи появлялись в правительстве и раньше. Так, с инициативой запретить или хотя бы ограничить госзакупки импортных медицинских изделий Минпромторг выступал еще весной 2014 года, и перечни разрабатывались уже тогда. Санкционный конфликт с Западом стал лишь хорошим поводом для лоббистов.
В некоторых видах, включенных в перечень, существует лишь один или два российских товара, предупреждала в 2014 году Ассоциация международных производителей медицинских изделий (IMEDA). «Потребители в системе здравоохранения могут оказаться в ситуации, когда отсутствуют реальный выбор и конкуренция, следствием чего станут снижение качества, повышение цен», – сообщало РИА Новости.
«Если мы ограничиваем рынок сбыта, то компании могут нанести удар, взвинтив цены на товары, которые не попали под ограничения. Эти риски мы должны тоже оценивать», – говорил директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. «Ограничение конкуренции при госзакупках крайне нежелательно», – соглашается гендиректор компании «Парса Компани Групп» Павел Кожевников.
В Минпромторге, однако, решили, что утвержденного перечня недостаточно и что его нужно дополнить еще сотней наименований, например дефибрилляторами, аппаратурой ультразвукового сканирования, передвижными рентгеновскими аппаратами, инкубаторами интенсивной терапии для новорожденных, аппаратами искусственной вентиляции легких, протезами, ходунками, перевязочными и антисептическими материалами, презервативами и т.д.
К слову, у Минэкономразвития никаких претензий к расширенному списку не возникло, о чем в январе этого года сообщил агентству RNS глава профильного департамента МЭР Максим Чемерисов. По его словам, чтобы ввести ограничения на госзакупки какого-либо импортного изделия, нужно, чтобы на территории России работало «минимум пять активных поставщиков, и общий объем производимых ими товаров должен полностью перекрывать потребности страны».
Также кабинет министров ограничивал госзакупки импортных товаров машиностроения: автокранов, тракторов гусеничных, автобусов, троллейбусов, вагонов трамвайных, автомобилей пожарных, автомобилей скорой помощи, снегоочистителей и т.д. И сделано это было в дополнение к уже действующему льготному режиму, который предполагагает 15-процентное ценовое преимущество перед иностранными конкурентами (см. «НГ» от 04.02.15). Стоит добавить, что и без специальных административных ограничений иностранные производители проигрывали отечественным по цене из-за девальвации рубля.
Тем не менее отечественные производители уверены, что одного только ценового преимущества недостаточно. «Для развития нашей экономики конкуренцию надо не ограничивать, а регулировать. Принципы, которые должны лежать в основе этого регулирования, – это создание равных условий конкуренции между российскими и зарубежными партнерами, а также создание более благоприятных условий для отраслей, которые мы намерены развивать в приоритетном порядке. К примеру, поддержка своего авиастроения и ограничение импорта зарубежных пассажирских самолетов – это то направление, где нашему правительству нужно особенно активно работать, чтобы создать условия для развития отрасли. Также надо усилить защиту в области производства продуктов питания», – уверен российский промышленник Константин Бабкин. «Бестолковая борьба с высокими ценами в том виде, как ее проводит Минэкономразвития, приводит на самом деле к увеличению бедности», – считает предприниматель. «Государство сдало наш рынок зарубежным компаниям. Иногда это приводит к незначительному и недолгосрочному снижению цен. Но одновременно подавляются наши производители», – говорит Бабкин.
Примечательно, что к запрету импорта адаптировались и иностранцы. С декабря 2015 года отечественные производители лекарственных средств и зарубежные производители, разместившие производство на российских площадках, получили преференции при государственных и муниципальных закупках, – говорит исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова. В течение 2016 года зарубежные препараты, упакованные в России и странах ЕАЭС, получают подобную преференцию. «Опасение, что сокращение числа участников аукционов повлияет на повышение цены, не обосновано, так как на фармрынке существует система госрегистрации предельных цен. Кроме того, стартовая цена аукциона формируется исходя из уровня предыдущих торгов», – считает Титова. По ее словам, правительство нацелило иностранные компании на локализацию производства своих продуктов в России, что идет на пользу развитию конкуренции.