Глава Минздрава Вероника Скворцова уверяет, что ситуация с гриппом под контролем. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС
Россия хорошо подготовилась к эпидемии гриппа, аптечные сети обеспечены противовирусными препаратами, перебои с поставками быстро устраняются. Об этом уже несколько дней говорит глава Минздрава Вероника Скворцова. Из регионов, однако, поступают новости о дефиците медицинских масок и простейших противовирусных препаратов. В некоторых городах годовой запас масок раскупили всего за несколько недель. Получается, готовы были не все, хотя из эпидемии 2009 года, казалось бы, можно было извлечь определенные выводы. Соцопросы показывают: лишь 11% трудоспособных граждан привились против гриппа. При этом каждый пятый работник, даже заболев, не оформляет больничный. Риск потерять часть зарплаты в условиях кризиса, похоже, пока пугает граждан больше, чем осложнения болезни.
По состоянию на 27 января в России от осложнений после гриппа умерли 107 человек, в их числе 4 беременные женщины и 8 детей. Такие данные привела вчера министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Это смерти, которые накопились за три недели с момента превышения порога эпидситуации, то есть со второй недели января», – цитирует министра РИА Новости. «В основном это свиной грипп. Надо сказать, что в разных регионах доля свиного гриппа составляет от 75 до 95%», – добавила она. Эпидемия, по ее словам, должна сойти на нет к концу февраля.
Все умершие, как правило, поздно обратились к врачу. Поэтому медики советуют при первых признаках болезни, и особенно при высокой температуре, сразу же вызывать врача. Пульмонологи к этому добавляют, что если появляется еще и одышка, нужно вызывать скорую.
«Безусловно, человеческая жизнь – это самая большая ценность, но не нужно неадекватно оценивать эту ситуацию», – призывает министр. Она привела такие цифры для сравнения: за тот же период в стране умерли почти 4,5 тыс. человек от инфаркта миокарда, 6 тыс. от инсультов, 1 тыс. погибли в дорожно-транспортных происшествиях. Более того, в 2009 году, когда в стране была аналогичная эпидемия, от гриппа умерли 687 человек.
Россия сейчас готова к эпидемии как никогда хорошо, уверила министр. Скворцова поясняет: «На конец октября – ноябрь популяционный иммунитет, то есть количество людей, имеющих в крови защитные титры от вируса гриппа, для свиного гриппа превышал 61%, для всех остальных видов гриппа превышал 77–85%. У нас в целом население защищено от серьезной эпидемии».
По словам главы Минздрава, дефицита противовирусных препаратов возникнуть не должно, склады в регионах обеспечены двухнедельным неснижаемым запасом. «Никаких перебоев не может быть, – говорит министр. – Мы имеем прямые переговоры и с производителями, и с поставщиками противовирусных препаратов. То же самое касается масок, антисептиков».
Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил, что в случае высокого спроса на лекарства могут возникать провалы поставок, но они устраняются в пределах одного–трех дней. Скворцова подтверждает: «Я позавчера вернулась из Ставрополя, там в руки просят 200 масок... «На всякий случай». Вот когда начинается ажиотаж и люди берут по 100–200, тогда возникают временные логистические трудности. Но благодаря информационной системе мы очень быстро видим дырки, и из склада перераспределяем товары по аптекам».
То есть, перефразируя, это можно понять так: если в каких-то аптеках не хватает препаратов, виноваты в этом не профильные ведомства и не аптеки, а сами россияне. Россияне, впрочем, вряд ли согласятся с такой постановкой вопроса. Ведь шокирующим выглядит тот факт, что в ряде регионов в аптеках нет простейших противовирусных препаратов, а не каких-то экзотических лекарств. Хотя, казалось бы, если страна готовилась к новой эпидемии гриппа, дефицита не должно быть в принципе, даже несмотря на ажиотаж. И на этом фоне успокоительные заявления Минздрава только еще больше подрывают доверие граждан к словам чиновников, да и правительства в целом.
Защитных масок во время эпидемии хватает не каждому. Фото Марии Кондратьевой |
В Санкт-Петербурге в дефиците один из противовирусных препаратов для лечения свиного гриппа. Начальник управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий Смольного Людмила Сычевская прямо говорит о неготовности к эпидемии: «Препарат, видимо, выпустили в не совсем достаточном количестве на Россию, и следующее поступление у нас будет только в феврале». Как передает Интерфакс слова Сычевской, при формировании фармстандартов, которые определяли необходимое количество препарата, специалисты не готовились к такой сильной вспышке свиного гриппа.
В Екатеринбурге, по данным информагентств, в некоторых аптеках защитные маски закончились еще во вторник; когда новое поступление – на тот момент было неизвестно. Не хватает масок в большинстве аптечных пунктов Мурманска. Из московских аптек почти исчезла оксолиновая мазь, не хватает ее и в других регионах. Руководитель столичного департамента здравоохранения Алексей Хрипун рассказал, что москвичи за неделю скупили месячный запас одноразовых масок. Сотрудники ямальских аптек жаловались, что жители за две недели скупили годовой запас масок.
У России было много времени, чтобы извлечь выводы из эпидемии 2009 года. Ведь и семь лет назад тоже была опасность, что возникнет дефицит защитных масок. И Минздрав, который тогда возглавляла Татьяна Голикова, пристально следил за аптечной сетью. А Дмитрий Медведев, в ту пору президент, сообщил, что в России есть семь производителей медицинских масок и что за месяц они могут выпустить 8 млн масок (см. «НГ» от 23.11.09). Уточним: для защиты от вируса в течение 7–10 дней одному человеку требуется как минимум 20 масок, ведь врачи рекомендуют менять их раз в два-три часа. Выходит, за месяц работы отечественных предприятий комплект масок смогут купить не более 400 тыс. граждан, это 0,28% населения страны. Остальную часть населения должны, видимо, обеспечивать масками импортеры. Это было известно еще в 2009 году.
«К сожалению, контролировать абсолютно все Минздрав не может просто потому, что это физически невозможно, учитывая масштабы страны и рынка лекарственных средств, на котором присутствует огромное количество производителей, импортеров, аптечных сетей, независимых пунктов продажи», – комментирует ситуацию первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Видимо, в этом году власти решили подготовиться к гриппу иначе: не столько масками, сколько вакцинами. «Впервые за всю историю мы привили более 45 млн человек, причем вакцины содержат актуальные для регионов штаммы», – заявила в среду Скворцова. То есть вакцинацию прошла треть населения. За счет бюджета вакцинация проводится среди детей с шести месяцев, школьников, студентов, работников медицинских и образовательных учреждений, коммунальной сферы и транспорта, а также лиц старше 60 лет.
Если говорить о трудоспособном населении всех профессий, то вакцинацию прошли лишь 11% работников. Об этом вчера объявил исследовательский центр портала Superjob.ru, опросивший 1600 человек. Более двух третей не сделавших прививку граждан, по их словам, не жалеют об этом. Видимо, скептическому отношению к вакцинации способствовал в том числе сам Минздрав. Так, случившийся в начале 2015 года всплеск смертности россиян Минздрав объяснял эпидемией гриппа и недоработками в вакцине, распространенной Всемирной организацией здравоохранения.
Еще один опрос, проведенный порталом Здоровье Mail.Ru, показывает, что каждый пятый работник (18% из 2 тыс. опрошенных), даже заболев, никогда не оформляет больничный. Всегда оформляют его 8%. Остальные – иногда или редко. Как пояснили 37% опрошенных, они не оформляют больничный, потому что не хотят терять часть зарплаты. Это самая частая причина.