РФ получит жесткие условия внешних заимствований. Фото Reuters
Из-за острой нехватки валюты России придется занимать деньги под высокие проценты, которые раньше правительство считало для себя неприемлемыми. Три года назад Минфин называл внешние займы слишком дорогими. Теперь, когда они станут еще дороже, власти тем не менее готовы влезать в новые долги.
В пятницу рейтинговое агентство Standard & Poor’s предупредило о скором снижении кредитных рейтингов для стран – экспортеров нефти, что неизбежно повысит стоимость новых займов. А в Минфине ждут появления «окна», чтобы занять на внешнем рынке 3 млрд долл., сказал в пятницу, 22 января, глава долгового департамента Минфина Константин Вышковский.
Он отметил, что ведомство будет ждать оптимальной возможности, сообщает агентство РИА Новости. «Привлечь указанный объем возможно как в рамках размещения одного выпуска, так и разместив бумаги в разный срок и в разной валюте. Будем мониторить нынешнюю ситуацию, ждать оптимальной возможности для размещения наших инструментов на лучших условиях», – сказал Вышковский. Он отметил, что интерес иностранных инвесторов к гособлигациям РФ сохраняется.
Уточним, что последний раз Россия занимала на внешнем рынке в 2012 году. Тогда Минфин разместил евробонды тремя траншами: 5-летний на 2 млрд долл. примерно под 3,3% годовых; 10-летний – на 2 млрд долл. почти под 4,6% годовых; 30-летний – на 3 млрд долл. почти под 5,8% годовых.
В 2013 году Москва заимствовать передумала. Замминистра финансов Сергей Сторчак объяснил это тем, что основная задача финансовых властей – повышение рейтинга страны. Это принесло бы намного большую выгоду, чем простой выпуск евробондов: улучшение рейтинга удешевляет внешнее заимствование и для страны в целом, и для частного сектора. «Рейтинг уровня «А» намного интереснее, чем просто присутствие на рынке», – говорил замминистра (см. «НГ» от 09.04.13).
Однако, судя по всему, рейтинговую задачу решить не удастся. В пятницу, 22 января, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) сообщило, что страны–экспортеры нефти, в том числе и РФ, могут столкнуться с новым снижением рейтинга, так как цены на нефть продолжают падать. В 2014 году S&P уже понизило суверенный рейтинг России с ВВВ до ВВВ- и сохранило негативный прогноз на будущее. Текущий рейтинг – минимальный в инвестиционной категории по версии S&P. Директор службы суверенных рейтингов S&P в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Мориц Кремер сказал, что снижение цен на нефть еще на 20% с начала 2016 года означает, что очередная волна пересмотра рейтингов неизбежна. «Последнее падение цен было довольно значительным, – сказал Кремер. – В прошлом году мы опубликовали ряд пересмотров... и теперь мы должны решить, делать ли это снова».
Сейчас у S&P негативный прогноз для Азербайджана, Бахрейна, Казахстана, Омана, России, Саудовской Аравии, Бразилии и Венесуэлы.
Поясним, что рейтинговая шкала включает комбинации из четырех букв – A, B, C, D. От ААА, что означает наивысший уровень кредитования (подобный статус имеют Канада, Австралия, Дания, США и др.), до D – статус дефолта. Текущий рейтинг РФ BBB- означает, что способность отвечать по финансовым обязательствам в долгосрочном периоде умеренно высока, а уровень кредитного риска по обязательствам невысок. Кроме РФ такой рейтинг имеют Турция, ЮАР, Румыния и др. Чем ниже рейтинг, тем дороже для страны обходятся займы. Следующей ступенью вниз для РФ может стать рейтинг BB, что соответствует более высоким процентам по кредиту, чем при нынешнем рейтинге. Однако кризис и падение валютных доходов не оставляет выбора.
В то же время, по мнению экономиста Михаила Делягина, никакой острой необходимости для займов сейчас нет. Делягин напомнил, что внешний долг РФ сокращается. С максимального уровня, достигнутого 1 июля 2014 года (732,8 млрд долл.), он снизился к 1 января 2016 года до 515,3 млрд – на 29,7% за полтора года: «Снижение внешнего долга вызвано не оздоровлением экономической политики России, а западными санкциями и потому не может расцениваться в качестве заслуги российских властей. Тем более что девальвация рубля привела к резкому росту доли внешнего долга по отношению к российскому ВВП».
Внешний долг России, составлявший на 1 января 2014 года 35,1% ВВП, а на 1 января 2015 года – 32,2% ВВП, подскочил к 1 января 2016 года до 42,4% ВВП. При этом безопасный уровень внешнего долга для монополизированной и неэффективной экономики типа российской оценивается в 30% ВВП.
Международные резервы ЦБ РФ составляют около 368 млрд долл. «Это почти вдвое выше необходимого для обеспечения валютной стабильности, федеральный бюджет захлебывается от денег. Для чего надо занимать 3 млрд долл., да еще на плохих условиях, мне непонятно», – говорит Делягин.
В свою очередь, руководитель отдела компании «Универ» Александр Дмитриев считает, что 3 млрд – это небольшая сумма, совершенно некритичная для бюджета РФ, и скорее всего Минфин просто проводит эксперимент: «Кто готов приобрести российские ценные бумаги?» «Россия давно не размещалась на внешнем рынке. Надо посмотреть, какой пул мировых банков в условиях санкций настроен более лояльно. Впрочем, полагаю, что желающих купить евробонды РФ будет с избытком», – считает Дмитриев. Ставка по кредиту ожидается примерно на уровне 6,5–6,6% годовых при заимствовании на срок в 30 лет, считает экономист.