Наука станет национальной стратегией осенью 2016 года. Фото с официального сайта президента РФ
Кремль отвечает на кризис новыми стратегиями развития. Вчера на заседании Совета при президенте РФ по науке и образованию глава государства предложил приравнять создаваемую Стратегию научно-технологического развития к Стратегии национальной безопасности. Также президент рассказал ученым о подрывной роли Владимира Ленина.
Ученые и передовые технологии должны вытащить Россию из кризиса и обеспечить суверенитет страны. Этот тезис стал основой вчерашнего заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. «Считаю необходимым рассматривать Стратегию научно-технологического развития как один из определяющих документов наряду со Стратегией национальной безопасности», – заявил президент. Соответствующие изменения, по распоряжению Путина, будут внесены в законодательство. Поручение о разработке такого документа президент давал еше в июне 2015-го (см. «НГ» от 25.06.15).
На предыдущем заседании Путин подчеркивал, что новая научная Стратегия должна стать «документом, базирующимся на наших существующих заделах, но при этом, безусловно, ориентированным в будущее на серьезные интеллектуальные прорывы, учитывающим качественно новые вызовы, как внешние, так и внутренние».
Вчера Путин в очередной раз напомнил, что создание собственных передовых технологий – дело исключительной важности. «Это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства», – сказал он. Глава государства особо подчеркнул, что «стратегию необходимо подготовить к осени текущего года и одновременно, не откладывая, выработать конкретные практические инструменты ее реализации, которые позволят учитывать глобальные тенденции и вызовы, гибко реагировать на запросы общества и экономики».
Также в рамках Стратегии президент поручил разработать предложения по модернизации программ образования на всех уровнях с учетом потребности в специалистах, которая может появиться в будущем. «Приоритетам научно-технологического развития страны должны соответствовать образовательные организации. Необходимо посмотреть на горизонт одного, а может быть, даже и двух десятилетий», – сказал глава государства.
Кроме того, Путин высказал недовольство, что лишь 10% государственных научных институтов способны на прорывные разработки. «Сегодня в России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, которые вносят заметный вклад в мировую и отечественную науку. На них приходится подавляющая часть (примерно 70%) всех патентов, которые выдаются на территории нашей страны, 80% высокоцитируемых работ», – сказал президент. Однако «полторы сотни – это лишь 10% всех государственных образовательных и научных организаций». «Конечно, возникает вопрос: а где остальные, как там обстоят дела, как они работают?» – заметил президент.
Глава государства поручил правительству до конца текущего года сформировать специальные советы для работы по основным направлениям научной Стратегии. «Прошу правительство совместно с РАН до конца 2016 года сформировать такие площадки и выработать четкие понятные механизмы их деятельности, которые позволят быстро выходить на конкретные решения и добиваться поставленных целей», – сказал президент. По его словам, эти советы «могут быть узковедомственными, но они не должны замыкаться только на профессиональную научную среду».
«В этом смысле они должны быть широкими по охвату целей и задач. Конечно, в их состав должны войти представители научных организаций и вузов, РАН, компаний с госучастием, но принципиально важно вовлечь в работу советов частный бизнес, малые и средние инновационные компании», – пояснил Путин.
Одним из примеров подобной синергии может служить зеленоградский кластер микроэлектроники – профильный вуз МИЭТ, НИИ микроэлектроники, заводы «Микрон» и «Ангстрем», предприятие по выпуску оборудования для молекулярных технологий НТ-МДТ и т.д. Как говорил не раз в своих интервью глава НИИМЭ и «Микрона», ученый Геннадий Красников, если раньше из-за перегибов экономики постперестроечного периода основные технологии в микроэлектронике приходилось покупать за границей (а продавали далеко не самое передовое и уникальное), то сегодня предприятие разрабатывает полностью самостоятельный выпуск сверхмалых чипов, и это шаг вперед.
По мнению Красникова, наука, развитие технологий должны поддерживаться государством путем вложения средств в уставной капитал. Кредиты для науки неактуальны, так как слишком долог путь от опытного образца до серийного производства. Красников отметил, что должны быть госпрограммы, связанные с созданием отечественной вычислительной техники, телекомоборудования: «Тогда и мы сможем более уверенно инвестировать в развитие технологий в микроэлектронике».
«В настоящее время в российской экономике очень много высокотехнологичных отраслей, в которых реально возможен резкий скачок – начиная от информационных технологий и заканчивая фармацевтикой», – говорит ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский. По его оценкам, за счет одного только замещения импорта, например, в фармацевтике, можно получить дополнительный вклад в экономику в 2–2,5 трлн. руб.
Но не только наука и технологические прорывы были в центре внимания на вчерашнем заседании. Путин провел с учеными в том числе исторический ликбез и рассказал им о подрывной роли вождя революции Владимира Ленина. Сначала глава Курчатовского института Михаил Ковальчук заявил, что в научной среде нужно найти такие организации, которые будут управлять течением мысли. Ковальчук привел в пример Ленина. «Он управлял теченьем мысли и только потому – страной», – цитирует ученого Интерфакс.
Путину, однако, это не понравилось. «Управлять течением мысли – это правильно, нужно только чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича. А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там», – сказал Путин, завершая заседание президентского совета.