Вице-президент «Опоры России» Александр Жарков просит снять бремя излишних поборов с бизнеса. Фото с сайта www.mosopora.ru |
Президент России Владимир Путин считает, что отечественный бизнес, в том числе малый, выстоял, справившись с условиями работы во время кризиса. Глава государства вчера пообещал, что власть не откажется от поддержки «малышей», несмотря на кризис. С 1 января предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) ушли на «надзорные каникулы» – их освободили от плановых проверок на три года. Между тем экономисты советуют освободить малые предприятия на время кризиса от большинства налогов.
На форуме с названием-вопросом «Малый бизнес – национальная идея?» глава государства вчера объявил, что российский бизнес выстоял в сложных условиях, в которых оказалась экономика страны. «Объективные трудности затронули практически все ее секторы. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый», – сообщил президент. По оценке Путина, у бизнеса «даже открываются некоторые дополнительные возможности, имея в виду курсовую разницу и некоторые возможности на рынках». «В первую очередь новые возможности появляются в сфере услуг, торговли. Здесь есть определенные положительные динамики», – считает президент.
Впрочем, согласно исследованию Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг демонстрирует стойкую негативную тенденцию. Среди представителей сферы услуг выделяются «хронические аутсайдеры» – организации, предоставляющие транспортные, персональные услуги, а также услуги по бытовому ремонту. Лидирует по снижению ИПУ туристический бизнес – за четыре года он упал до рекордных среди всех обследуемых видов услуг минус 20%. Позитивные деловые настроения к концу 2015 года заметно усилились только у руководителей ломбардов – до плюс 12%. Рядовые россияне могут добавить к этому и оживление бизнеса по скупке у граждан волос – об этом свидетельствуют многочисленные объявления, появившиеся в последнее время в российских городах.
Из положительных сдвигов в отношении государства к МСБ можно отметить объявленные «надзорные каникулы». С 1 января 2016 года малый бизнес с выручкой меньше 800 млн руб. в год и штатом до 100 человек не будет подвергаться плановым проверкам в течение трех следующих лет. И это, пожалуй, почти все, что могут предложить власти предпринимателям в ближайшее время. «Мы настоятельно просили увеличить порог по упрощенке с нынешних 60 млн до 120 млн руб., – говорит вице-президент «Опоры России» Александр Жарков. – Кроме того, сегодня МСБ буквально задыхается от неналоговых платежей. Их, по нашим подсчетам, сейчас 74 позиции. Однако дальше декларативных заявлений об их частичной отмене или создании реестра платежей дело не идет».
Вчера Путин заявил, что вопрос по порогу упрощенки в правительстве рассматривался, но итоговое решение принято не было. «Во-первых, есть опасность дробления. Второе, могут понести ущерб региональные бюджеты, потому что могут возникнуть выпадающие доходы», – объяснил президент. При этом глава государства добавил, что «эта тема не закрыта».
Также Путин оригинально отреагировал на недовольство предпринимателей безымянными жалобами на их деятельность, особенно в Интернете. Он отметил, что в Сети «легко прятаться, хамить, обзываться», а также выступать с «какой-то крайней позицией».
«И при этом неизвестно еще, кто это делает. Если у человека есть какие-то претензии, пусть он скажет, назовет себя. Иначе это не претензии и не жалобы – это анонимка. Здесь только один проверяющий хорошо работал – Лаврентий Павлович Берия – с анонимками», – сказал президент.
В свою очередь, Жарков отметил, что еще одна подножка для МСБ – это новый торговый сбор, который теперь могут устанавливать субъекты Федерации: «В Москве такой сбор ввели, следом на очереди Санкт-Петербург. Этому примеру ввиду дефицита местных бюджетов могут последовать другие регионы. К традиционным проблемам МСБ можно добавить и недоступность банковских кредитов».
Напомним, что ранее глава Сбербанка Герман Греф объявил, что продолжит кредитовать малый бизнес, поскольку именно он в состоянии поднять экономику РФ. Тогда Грефу оппонировал глава ВТБ Андрей Костин, который заявил, что не видит смысла кредитовать малый и средний бизнес. «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать?» – заявил в октябре прошлого года глава ВТБ.
Чтобы малый и средний бизнес встал на ноги и действительно стал опорой для экономики, ему нужно создать ультракомфортные условия на два-три года, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. «Внутри российской экономики могут работать и крупные, и малые предприятия, но условия для их работы должны быть разными – сейчас они практически едины. Это нежизнеспособный подход. Реальной поддержкой МСБ могла бы стать отмена всех налоговых сборов на четко обозначенный период, за исключением системообразующего НДФЛ и социальных сборов. Но пока это похоже на сказку», – считает Бодрова.
В кризис у малого бизнеса появляется шанс потеснить крупный бизнес, прежде всего в сфере госзаказов, полагает начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко: «Развитию «малышей» сильно мешают административные барьеры. Государство видит бизнес как инструмент решения инфраструктурных и социальных проблем, решать которые должно в первую очередь само государство. В тех странах, где бизнес не обязывают заботиться о строительстве дорог, детских садов и прочего, а также не обременяют повышенными социальными обязательствами, его доля в ВВП превышает 50%».
В свою очередь, руководитель компании «Нексиа Пачоли» Светлана Романова уверена, что оптимальное развитие экономики происходит при взаимовыгодной синергии действий крупных и малых предприятий. Она приводит пример экономической модели, которая складывается в городах расположения атомных электростанций России. «Вокруг каждой из станций функционируют десятки, если не сотни субъектов МСБ. Практически у всех этих малых и средних предприятий один заказчик – атомная станция». По мнению эксперта, сами по себе крупные корпорации не решат проблемы каждого населенного пункта, не решатся они и только субъектами МСБ. Вопрос этот скорее находится в плоскости создания промышленных или научно-промышленных кластеров.
Но даже вне научно-промышленных кластеров малый и средний бизнес часто является единственным работодателем в российской провинции. Далеко не в каждый депрессивный поселок могут прийти отечественные госкомпании, которые власти пока считают опорой российской экономики.