Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев пока не дождался экономического роста, вызванного падением рубля. Фото РИА Новости
Еще недавно власти надеялись, что девальвация рубля снова станет для России экономическим драйвером. Но реальность оказалось совершенно другой. Ослабление рубля дестабилизирует важнейшие отрасли экономики, которые лишаются финансовых ресурсов. Слабый рубль вместе с высокими ставками по кредитам угнетает производство инвестиционных товаров и развитие инфраструктуры, что негативно влияет на инвестиционную активность и ВВП. Если же власти решатся на адресную поддержку проблемных отраслей, то это приведет к увеличению инфляции на 2,5 процентных пункта – показывают расчеты.
Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) оценили влияние курсовых рисков на устойчивость секторов экономики РФ и показали, что особого положительного эффекта от девальвации рубля пока не наблюдается. Соотнеся друг с другом доходы и расходы, которые зависят от обменного курса, экспортных контрактов, импортных закупок, платежей по внутренним и внешним кредитам, экономисты выявили ситуацию со сбережениями, или, иначе говоря, доступными финансовыми ресурсами, в различных отраслях.
Доля импорта в материальных затратах предприятий часто довольно высока. Пример – доля импорта машин и оборудования в инвестициях в основной капитал. По данным ЦМАКПа за 2014 год, выше всего она в производстве непродовольственных потребительских товаров (35,6%), инвестиционных товаров (34,3%), продовольственных товаров (30%).
Самые высокие показатели доли экспорта в реализуемой продукции у добычи полезных ископаемых (72,5%).
Многие предприятия обладают недостаточными для развития ресурсами. «У большинства секторов и отраслей экономики валютные обязательства превышают валютные активы. В результате девальвация, как правило, ведет к единовременным чистым потерям от курсовой переоценки... Однако с точки зрения формирования дефицита сбережений значительно более сильное воздействие оказывает ухудшение доступа к новым заимствованиям», – поясняет ЦМАКП.
Экономисты пришли к выводу, что наиболее чувствительный дефицит сбережений возникает в производстве инвестиционных товаров, нетопливных сырьевых отраслях, электроэнергетике, транспорте, у кредитных организаций. Менее уязвимы сельхозпроизводители, производители потребительских товаров.
Далеко не все предприятия имеют источники для покрытия дефицита сбережений. «Существенный непокрытый дефицит сбережений формируется... в отраслях инфраструктуры (транспорт, электроэнергетика) и в производстве инвестиционных товаров. К сожалению, затруднения в деятельности именно этих отраслей ведут к сильным отрицательным внешним эффектам с точки зрения экономического роста», – предупреждают в ЦМАКПе. Под инвестиционными товарами понимаются продукция машиностроения и строительные материалы, закупаемые при расширении производства и строительстве.
В ЦМАКПе предупреждают: если власти решат финансово поддержать уязвимые отрасли за счет эмиссионного покрытия, тогда в стране инфляция увеличится на 2,5 процентных пункта. Тем самым фактически впервые были сделаны расчеты для мер, предлагаемых советником президента Сергеем Глазьевым.
О негативном влиянии девальвации и недоступных кредитов на инвестиционную активность вчера сообщили также специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировавшие результаты очередного опроса 10 тыс. руководителей промпредприятий. Большинство предприятий испытывают проблемы с кредитованием из-за высоких процентных ставок. Также в списке проблем «параметры курсовой политики в стране».
Экономисты уточнили: «Для предпринимателей главное даже не высокий курс рубля к доллару и евро, а постоянные непредсказуемые изменения курса. Именно этот фактор создает серьезный ценовой дискомфорт во взаимоотношениях «поставщик-производитель-заказчик», заставляя большинство «директорского корпуса» промышленности жить в основном сегодняшним днем, не занимаясь долгосрочным стратегическим планированием».
Инвестиционный спад не абстрактная проблема. «Из-за длительного торможения инвестиционной активности и отсутствия... экономических реформ некоторые страны резко теряли свои позиции в мировом экономическом рейтинге. Яркий пример – Аргентина, перешедшая из относительных лидеров по экономическому развитию в разряд третьестепенных стран. Экономический, включая инвестиционный, спад затем вызвал повышенную социальную и политическую турбулентность в стране», – замечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Кстати, в новой Стратегии национальной безопасности к числу ключевых экономических угроз были отнесены низкая конкурентоспособность экономики РФ, зависимость от экспорта сырья, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, несбалансированность бюджетной системы, недостаточность ресурсов для кредитования, незащищенность национальной финансовой системы. Об этом вчера рассказал помощник секретаря Совета безопасности РФ Сергей Вахруков.
Чтобы устранить перечисленные дисбалансы в экономике, нужны в том числе инвестиции в развитие. По последним данным Росстата, в январе–ноябре 2015 года спад инвестиций в основной капитал составил в РФ 5,5% к тому же периоду 2014-го. Инвестиционный спад продолжается в России третий год подряд.
Так что пока надежды российских властей на слабеющей рубль не оправдываются. Весной прошлого года одним из факторов прогнозируемого экономического роста и улучшения конкурентоспособности глава МЭР Алексей Улюкаев называл девальвацию рубля: «По нашим расчетам, тот гандикап, который получили российские производители за счет снижения издержек, пересчитанных в валюту, будет действовать до 2018 года» (см. «НГ» от 24.04.15). На практике же девальвация есть – экономического роста нет.